Интервью

Пенсионные накопления поручат негосударственным фондам// интервью с президентом Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константином Угрюмовым

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники

Начался второй этап пенсионной реформы. Государство предполагает усовершенствовать организационно-правовую структуру негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и наделить их более широкими правами. О происходящих изменениях рассказывает президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.

-Константин Семенович, что нужно сделать, чтобы у граждан повысился уровень доверия к негосударственным пенсионным фондам?

- Сегодня развитие добровольных видов пенсионного страхования сдерживается как низким уровнем заработных плат, не позволяющих гражданам осуществлять целенаправленные пенсионные накопления, так и крайне низким уровнем пенсионной грамотности населения.

Отсутствие целенаправленных действий по разъяснению принципов и задач пенсионной реформы в 2002-2006 годах считается главной причиной неудачи реформы.

Следует также обратить внимание на отсутствие достоверных и регулярных исследований общественного мнения по вопросам наличия у населения необходимых знаний. Для получения таких данных одновременно с проведением пилотных проектов по программам повышения пенсионной грамотности населения необходимо провести специальные исследования для получения достоверных данных.

Многие граждане не только не представляют себе все преимущества и недостатки, заложенные в процедуре выбора НПФ или управляющей компании, но и не в состоянии даже задуматься о возможности своего активного влияния на судьбу пенсионных накоплений.

Очень важно и освещение этих преобразований средствами массовой информации. Оно должно создавать представление о возможности положительных сдвигов в решении вопросов пенсионной реформы.

И конечно, самое главное - негосударственные пенсионные фонды должны соответствовать уровню стоящих перед ними задач. Предусмотренные законодательством меры по повышению надежности НПФ должны последовательно реализовываться и самими фондами, и государственными регулирующими органами.

- Предполагается наделить НПФ более широкими правами? Какими именно?

- Место и задачи, стоящие перед негосударственными пенсионными фондами, в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы должна определить Концепция развития негосударственного пенсионного обеспечения, разрабатываемая межведомственной рабочей группой, сформированной по предложению НАПФ при Минздравсоцразвития России.

Сейчас рано говорить о конкретных положениях этой концепции, ясно то, что принятие такой концепции позволит четко зафиксировать основные направления дальнейшего развития накопительной составляющей пенсионной системы России, пути решения и требования к участникам этого процесса.

- Сколько человек охватывает система пенсионного страхования и сколько из нее приходится на негосударственные пенсионные фонды?

- Если исходить из данных Госкомстата России, число застрахованных лиц, формирующих накопительную часть трудовой пенсии (НЧТП), составляет около 61 500 тыс. чел.

По опубликованным данным, на 01.10.2009 г. в негосударственных пенсионных фондах формировали НЧТП 5572,3 тыс. человек. По предварительным данным, после завершения обработки заявлений о переходе в НПФ, поданных в 2009 году, число застрахованных лиц, формирующих НЧТП в НПФ, должно составить около 7500 тыс. человек

- В результате реализации второго этапа пенсионной реформы что будет с государственным пенсионным фондом?

- Имеются разные и очень противоречивые предложения о порядке формирования пенсионных накоплений граждан: сохранение нынешней структуры; выделение из Пенсионного фонда России государственного накопительного пенсионного фонда, осуществляющего вместе с частными накопительными пенсионными фондами формирование накопительных пенсий граждан как обязательной, так и добровольной (при этом за Пенсионным фондом России остается назначение и выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию, действующему на распределительных принципах); передача вопросов формирования накопительных пенсий исключительно частным фондам.

- Какова доходность пенсионных накоплений в НПФ на сегодня? Зависит ли она от состояния фондового рынка?

- По предварительным данным, опубликованным отдельными НПФ, доходность инвестирования пенсионных накоплений по итогам 2009 года у большинства фондов более чем на 10 процентных пунктов превысит инфляцию за тот же период.

Состояние фондового рынка отражает состояние экономики. Это зеркало, хотя иногда и кривое. Для того чтобы уменьшить зависимость от спекулятивной составляющей рынка, необходимо расширять сферу вложений пенсионных средств в долгосрочные активы, характеризующиеся большей стабильностью. Определенные шаги по расширению возможностей для таких вложений были сделаны в 2009 году. Однако предложения таких долгосрочных продуктов, а тем более продуктов, доходность по которым привязана к инфляции, крайне ограничены. К сожалению, экономика, задыхаясь в отсутствие "длинных" денег, пока еще не может предложить надежные инструменты, в которые НПФ могли бы вложить те самые "длинные" деньги, которых экономике так не хватает.

- Как изменилось количество НПФ за последнее время? Что будет с вкладчиками фондов, если они разорятся?

- Реализация требований закона по повышению требований к надежности функционирования и размеру имущества НПФ привела к существенному сокращению числа фондов, действующих на рынке.

С 1 июля 2009 года прекращено действие лицензий, выданных до 1 января 2003 года, в результате к январю 2010 года действующую лицензию имели 170 фондов (по сравнению с 229 на 1 января 2009 года). Одновременно с 1 июля 2009 года повысились требования к размеру имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД), денежная оценка которого теперь не должна быть ниже 50 млн рублей.

По данным на 1 октября 2009 года, из 163 фондов, представивших отчетность, установленным требованиям по величине ИОУД, введенным с 01.07.2009 года, удовлетворяли 150 фондов (92,0%).

Законодательство определяет процедуры, которые обеспечивают при ликвидации фонда первоочередное соблюдение прав участников и застрахованных лиц. Контроль за соблюдением этих процедур осуществляет ФСФР России.

Необходимо также подчеркнуть, что понятие "разориться" как одномоментный процесс для НПФ практически исключено, поскольку операции с активами, составляющими пенсионные средства, контролируются спецдепозитарием, а соответствие этих активов и обязательств фонда каждый год проверяет независимый актуарий, заключение которого представляется в ФСФР России.

Людмила Морозова

Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.