НовостиМониторинг рынка

НАПФ представит Президенту и Председателю Правительства РФ решение проблемы незаконных переводов граждан в НПФ

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Совет Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) утвердил список мер по защите прав застрахованных лиц, которые позволят резко сократить случаи отказа ПФР в переводе средств из одного фонда в другой и ликвидировать объективные условия для фальсификации документов. В числе предложений: установление прямой уголовной ответственности, подача заявлений о переходе через портал государственных услуг, подача только одного заявления в год и ограничение прямого перехода граждан из одного НПФ в другой.
 
11 апреля 2012 года состоялась рабочая встреча Председателя Правления Пенсионного фонда России Антона Дроздова с главами крупнейших негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ходе заседания были подведены итоги 2011 года, в том числе результаты переходной кампании.
 
В результате переходной кампании 2011 года 5,339 млн. человек изменили способ управления своими пенсионными накоплениями. 4,5 млн. человек (84,3%) перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ. 698,8 тысяч человек (13,1%) перевели свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой НПФ. 120 тысяч человек (2,2%) вернули пенсионные накопления из НПФ в ПФР, 20,3 тыс. человек (0,4%) изменили выбор управляющей компании. В целом в ПФР в 2011 году поступило 6,6 млн. заявлений. По результатам рассмотрения поданных гражданами заявлений о выборе УК или НПФ положительное решение было принято по 5,34 млн. заявлений граждан. Отрицательное решение было принято по 1,26 млн. заявлений, что составляет 19,1% от общего количества поступивших заявлений.
 
«НАПФ разделяет обеспокоенность ПФР большим числом случаев отказа в переводе средств застрахованных лиц и фактов нарушения прав застрахованных лиц при переводе пенсионных накоплений (перевод без согласия граждан). Мы полностью поддерживаем ПФР в  нашей совместной борьбе с незаконным переводом застрахованных лиц в НПФ. Мы считаем, что ситуация требует незамедлительного решения, более того, НАПФ неоднократно на протяжении последних трех лет  обращалась в министерства и ведомства с предложением комплексных мер по минимизации рисков нарушений прав граждан и систематизации процесса подачи заявления гражданина на переход из фонда в фонд. Однако,  несмотря на все предложения сообщества и прямое поручение Председателя Правительства № ВП-П12-5003 от 19 июля 2011 года, Минздравсоцразвития не предприняло никаких шагов для ликвидации объективных условий для мошеннической деятельности, ограничившись лишь недавними предложениями облагать НПФ огромными штрафами, либо вообще прекращать их деятельность даже по одному факту мошеннических действий», - говорит президент НАПФ Константин Угрюмов. 
 
12 апреля 2012 года состоялось внеочередное заседание Совета НАПФ, на котором были обсуждены итоги встречи с главой ПФР и принято решение об официальном обращении к  Президенту и Председателю Правительства России. В нем будет представлен не только комплекс предложений, но и конкретные изменения, которые необходимо внести в нормативные документы.
 
«Нужны комплексные меры, а не сведение решения проблемы к необоснованному наказанию негосударственных пенсионных фондов. Несовершенство нормативной базы создает все более благоприятные условия для деятельности мошенников, которые при этом сами остаются безнаказанными, так как правоохранительные органы отказывают в возбуждении уголовных дел в связи с тем, что гражданам не наносится ущерба. Деньги действительно никуда не пропадают. При этом ущерб наносится самим негосударственным пенсионным фондам. Как репутационный, так и экономический»  - объясняет Константин Угрюмов.
 
НАПФ предлагает семь нововведений. 
 
Одно из ключевых предложений состоит в том, чтобы дать возможность гражданам подавать заявление на перевод накоплений с помощью портала государственных услуг. Другой важной мерой НАПФ считает возможность подавать заявление только один раз в год.  Сегодня по закону застрахованное лицо в течение года может подавать неограниченное количество заявлений, из которых удовлетворяется только последнее. НПФ узнают о результатах  после окончания года из реестров ПФР. Только в этот момент выясняется, что один и тот же человек за год написал якобы семь заявлений в разные НПФ. Чтобы устранить этот фактор необходимо ограничить переход одним разом в год, по аналогии с обязательным медицинским страхованием. 
 
При этом передача реестров из ПФР в НПФ о поданных заявлениях должна происходить в течение месяца после подачи заявления застрахованным лицом. В этом случае процесс рассмотрения заявлений приобретет непрерывный характер - заявление от застрахованного лица будет рассмотрено в течение одного месяца после его подачи и реализовано в течение трех месяцев.  Подобный порядок соответствует принятому сейчас при вступлении застрахованного лица в программу государственного софинансирования и одновременном написании заявления о переходе в НПФ.
 
«Одним из основных рычагов воздействия на лиц, фальсифицирующих документы, необходимые для выбора застрахованным лицом страховщика по обязательному пенсионному страхованию,  должна стать законодательно установленная система  административной и уголовной ответственности, - убежден Константин Угрюмов. - Сейчас подобная квалификация преступного деяния законодательно не прописана и преступники остаются безнаказанными, даже если их имена известны».
 
В число предложений также входит ограничение прямого перехода граждан из одного НПФ в другой. Для того, чтобы гражданин мог сменить один негосударственный пенсионный фонд на другой, ему будет необходимо лично обратиться в отделение Пенсионного фонда России. 
 
«Эта мера позволит существенно уменьшить число неправомерных переводов. Такой порядок перехода станет просто экономически невыгоден мошенникам, - объясняет президент НАПФ Константин Угрюмов - Если же случай мошенничества произошел, мы предлагаем рассматривать претензии граждан в досудебном порядке с последующим признанием договора об ОПС недействительным. Это позволит максимально быстро вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику. При этом  человек, сфальсифицировавший документы, обязательно должен понести либо административное, либо уголовное наказание».
 
Также НАПФ предлагает отказаться от оплаты услуг  негосударственных пенсионных фондов по заверению подписей застрахованных лиц. Сегодня за каждое такое заверение ПФР оплачивает  НПФ по 4 рубля. 
 
До 20% случаев отказа Пенсионным фондом России в переводе накоплений граждан, связанных с потерей или несвоевременным представлением договоров об ОПС, по мнению НАПФ, можно уменьшить путем введения упрощенной системы перевода. Достаточно будет подписать заявление, в котором гражданин подтвердит свое согласие с условиями страхования. Эти условия будут прописаны в правилах каждого фонда. В этом случае составление дублирующего заявление договора является излишней бюрократической процедурой и снижает риск отказов, когда в результате огромного документооборота договоры граждан порой просто теряются.
 
«Крайне важна необходимость комплексного решения проблемы путем одновременного внесения изменений в нормативную документацию и перехода к новой процедуре перевода накоплений в полном объеме. Попытки принять нормативные акты, в которых предлагается не решение проблемы, а способ побольнее наказать НПФ, крайне непродуктивны. Предлагаемые Минздравсоцразвития колоссальные штрафы для НПФ за один факт фальсификации документов, совершенный конкретным человеком, наносит прямой ущерб самим застрахованным лицам, которые перевели пенсионные накопления в данный НПФ, поскольку все деньги в НПФ предназначены для выполнения обязательств перед застрахованными лицами.  Также непродуктивны и предложения останавливать деятельность НПФ по ОПС за одно-два нарушения. Кому от этого станет лучше? Для граждан только усложнится процесс подачи заявления о переводе своих средств, - говорит Константин Угрюмов - Ликвидация объективных условий для мошенничества – вот единственный выход из сложившейся ситуации!» 
 
В ближайшее время НАПФ подготовит соответствующие документы и направит пакет предложений Президенту и Председателю Правительства России.
 
Дополнительная информация:
 
С целью повышения устойчивости процедур перехода предлагается комплекс мер, связанных с корректировкой действующего законодательства (167-ФЗ, 75-ФЗ и 111-ФЗ), процедур и административных регламентов, действующих в Пенсионном фонде России и НПФ-страховщиках по ОПС, прав доступа и ответственности к информационным ресурсам системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС и Единого реестра застрахованных лиц. К числу таких мер, по мнению Совета НАПФ должны относиться:
 
1. Реализация права застрахованного реализовать  выбор способа формирования пенсионных накоплений с использованием портала госуслуг и обеспечение при этом  фондам – страховщикам по ОПС возможности осуществлять заверение подписей застрахованных лиц.
 
2. Исключить требование о заключении договора об ОПС в простой письменной форме (п.4 статьи 36.4 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»). Подается только заявление застрахованного лица о переходе.  
 
3. Упорядочить порядок подачи заявления о выборе способа формирования пенсионных накоплений, предусмотрев:
 
a. Возможность удовлетворения заявления застрахованного лица (подача последующего заявления) не ранее года после удовлетворения предыдущего заявления.
 
b. Рассмотрение заявления и принятие решения о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц производится ПФР в течение одного месяца после подачи заявления.
 
c. Передача информации о застрахованных лицах, по заявлениям которых приняты решения о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц, в течение месяца после принятия решения
 
d. Перевод пенсионных накоплений застрахованного лица в соответствии со сделанным выбором осуществляется в соответствии с действующим законодательством один раз в год.
 
4. Переход застрахованного лица из одного НПФ в другой НПФ возможен только при его личном обращении в отделение Пенсионного фонда России
 
5. Предусмотреть процедуру досудебного рассмотрения претензий сторон и признания  договора об ОПС недействительным.
 
a. Законодательное обеспечение возможности возврата пенсионных накоплений застрахованного лица предыдущему страховщику в течение одного месяца после:
 
b. Вступления в законную силу решения суда о признании договора об ОПС недействительным.
 
c. Окончания оформления согласия сторон о  признании договора об ОПС недействительным
 
6. Предусмотреть систему административной и уголовной ответственности для лиц, осуществивших фальсификацию документов при реализации прав застрахованного лица по выбору страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
 
7. Упростить отношения Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, исключив оплату услуг НПФ в размере 4 руб. за каждую удостоверенную подпись.
Теги: ОПС
17.04.2012 pensiamarket.ru
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.