НовостиМониторинг рынка

Двадцать лет на рынке пенсионных услуг

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Наступивший 2012 год знаменателен многими датами, которые будет отмечать наша страна. Одно - двухсотлетие Бородинской битвы свидетельствует о значимости этого високосного года, однако наряду с этим не должны пройти незамеченными и знаковые даты ближайшей истории новой России. В частности в 2012 году в сентябре будет отмечаться двадцатилетие выхода в свет Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Еще одно символическое событие отмечается в этом году – десятилетие начала пенсионной реформы
 
Итак, двадцать лет назад в России был дан старт формированию частной пенсионной системы, а спустя десять лет стартовала государственная пенсионная реформа, которую в народе метко окрестили «зурабовской» по имени ее автора и вдохновителя Зурабова М.Ю., в то время, возглавлявшего Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку на этом коротком отрезке новейшей истории России пенсионные проблемы были и остаются в центре внимания общества, СМИ, Правительства, попробуем осмыслить их через призму деятельности старейшего публичного пенсионного фонда страны «Первого национального пенсионного фонда». Фонд является ровесником вышеупомянутого Указа Президента РФ, т.к. был учрежден практически сразу после его выхода - 30-го сентября 1992 года.
 
Сегодня мало кто помнит, что когда Указ Президента РФ поступил в министерства и ведомства, то чиновники просто не поняли его и быстро подшили в дело. Именно этим объясняется тот факт, что практических шагов по реализации Указа не последовало, и только в 1994 году в ноябре появилось Постановление Правительства о порядке лицензирования пенсионных фондов и управляющих компаний фондов, призванное навести порядок в этом вопросе. А наводить порядок уже было где, так как негосударственные пенсионные фонды за эти годы росли как грибы, и уже в конце 1993 года их было, по слухам, более трех тысяч, причем в разных организационно-правовых формах. Вот и «Первый национальный пенсионный фонд» в самом начале был создан как Акционерное общество (закрытого типа). В этой организационной форме фонд пробыл вплоть до 1997 года, в котором, после сложного преобразования в некоммерческую организацию, получил лицензию Инспекции НПФ. Самое интересное, что первый нормативный документ фонда - Пенсионные правила, в начале 1993 года зарегистрировал Государственный нотариус, а в правилах фонда пенсионные средства вкладчика именовались как вклад, наподобие вклада в банке. В том же документе тогда впервые были использованы привычные всем сегодня понятия «вкладчик» и «участник». Сегодня такие документы и наши упрямые попытки в правовом вакууме организовать работу фонда вызывают улыбку, а в то время, в «лихие девяностые» как их сейчас называют, когда фонды инвестиционные, чековые и финансовые опутали всю Россию с целью выкачивания денег из россиян, становление пенсионных фондов с фантастической задачей накопить средства граждан на старость проходило весьма трудно. Всем хотелось получить много денег и немедленно, никто не думал о будущем, все стремились быстрее обогатиться. На чем и поплатились, грянул 1996 год, когда посыпались МММ, РДС, Тибет, Властилина и пр. пирамиды. На этом фоне, ох, как было трудно пенсионным фондам доказывать свою непричастность, непогрешимость и правоту. По понятным причинам, в то время, легко фонды учреждались на корпоративной основе при крупных корпоративных структурах: Лукойл, РАО «ЕЭС», Газпром, Ростелеком, МПС и т.д., что, конечно же, повышало их надежность, финансовую устойчивость и стабильность. Однако это были закрытые пенсионные фонды только для своих работников. Именно в эти годы сложилась инфраструктура пенсионного рынка как сообщество корпоративных пенсионных фондов, а открытых публичных пенсионных фондов насчитывались единицы, среди них был и «Первый национальный пенсионный фонд», который с самого начала позиционировал себя первым частным открытым пенсионным фондом в России.
 
Деление пенсионных фондов на корпоративные («кэптивные», как их иногда называют) и открытые в дальнейшем самым серьезным образом сказалось на всем пенсионном рынке. «Кэптивные» фонды стали более успешно развиваться, чем открытые и это понятно, т.к. ресурсы корпораций были направлены на развитие своих фондов. Эти фонды стали продвигать свои интересы на законодательном уровне и благодаря чрезмерному госрегулированию и высоким требованиям к фондам открытые фонды стали постепенно исчезать с рынка, а сам рынок резко сократился сначала до 365 фондов, а потом и вовсе до 148 фондов на всю Россию. Для сравнения можно привести пример Голландии, где частных пенсионных фондов более трех тысяч, а в США более 13 тысяч пенсионных фондов. Конечно, можно говорить, что «лучше меньше, да лучше», но как-то это не вяжется с понятием рынок пенсионных услуг. Ведь если принять во внимание, что московских пенсионных фондов более сотни, то на всю огромную страну остается всего сорок региональных пенсионных фондов, причем открытых из них не более десятка. Понимая, что будущее все-таки за открытыми пенсионными фондами «Первый национальный пенсионный фонд» в 2001 году принял важное решение пригласить в состав учредителей иностранный пенсионный фонд – крупнейший открытый частный пенсионный фонд Франции «AG2R-Prevoyance». Именно с целью приобщения к западным стандартам деятельности пенсионных фондов, развитию передовых пенсионных технологий, умению «продавать» фонд клиенту и т.п. и было принято это решение. Тем более что в то время на Западе к нашей пенсионной реформе проявляли повышенный интерес крупные игроки на пенсионном рынке развитых стран. Сотрудничество с французами многое дало фонду в понимании своей роли и места в обществе, оно открыло фонду доступ к пенсионным продуктам по западным стандартам и качеству. У фонда появилась собственная система продвижения своих пенсионных продуктов и программ. Это сразу же сказалось на «продажах» и позволило фонду привлечь многих новых клиентов с рынка.
 
Однако с начала старта пенсионной реформы в 2002 году стало ясно, что без серьезных инвестиций со стороны учредителей фонда успешное участие фонда в пенсионной реформе не получится. Пришлось искать новых учредителей готовых к реализации задач, стоящих перед фондом. Именно в это время начинается сотрудничество фонда с Инвестиционной группой «Русские Фонды», которая как рыночная структура вполне соответствовала задачам дальнейшего развития фонда. Альянс фонда с ИГ «Русские Фонды» позволил обрести финансовую устойчивость и выработать дополнительную стратегическую линию развития фонда, которая заключалась в обеспечении динамичного роста за счет консолидации фондов. Так, «Первый национальный пенсионный фонд» вступил в непрерывный процесс слияний и поглощений с другими пенсионными фондами. На сегодняшний день фонд присоединил 15 фондов, что позволило увеличить клиентскую базу почти в три раза - до 300 юридических лиц из разных отраслей и регионов страны. Причем, увеличивая клиентскую базу, Фонд постоянно поддерживает и развивает ключевое направление деятельности – негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). На рынке пенсионных услуг многое изменилось с 2004 года, когда фонды получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании с застрахованными лицами. Многие фонды начали сворачивать деятельность по НПО и переключаться на новый вид деятельности. Сегодня есть фонды, у которых активы состоят практически из пенсионных накоплений граждан, а пенсионных резервов почти нет. В перспективе у таких фондов могут возникнуть весьма серьезные проблемы. Уж больно сильно политически зависимыми являются пенсионные накопления в нашей стране. Действующее законодательство, регулирующее деятельность НПФ с застрахованными лицами, на сегодняшний день грешит значительным количеством несовершенных норм, чреватых, при неудачном стечении обстоятельств, крупными, а возможно, и фатальными убытками для НПФ. Если произойдет нечто подобное, то у таких монофондов не будет дополнительной «подушки безопасности», которую создают пенсионные резервы.
 
Частный пенсионный рынок весьма молод, всего-то 20 лет, но если бы государство сразу бы дало ему мощный импульс развития, то результат был бы более впечатляющим. Однако все двадцать лет фондам приходилось доказывать свою состоятельность и бороться за выживание. Сегодня сегмент пенсионных фондов самый маленький среди других финансовых структур: банки, страховые компании, ПИФы, УК. Поэтому население плохо осведомлено о возможностях НПФ. По социологическим исследованиям НИУ Высшей школы экономики в 2010 году «всего 8% из тех, кто знает о возможности делать добровольные отчисления из своих заработков в НПФ, воспользовались данной возможностью». И, несмотря на это, те фонды, которые выстояли в течение этих двадцати лет, весьма оптимистично смотрят в будущее, так как альтернативы негосударственным пенсионным фондам сегодня нет. Время показало, что пенсионные фонды весьма устойчивые к кризисам структуры и в основе своей консервативные финансовые институты, не дающие высоких процентов, но уверенно сохраняющие средства своих клиентов. А к стабильным структурам со временем потянутся все больше и больше граждан. Но это уже, видимо, мы сможем проверить к следующему юбилею.
 
Тулов Александр Петрович
 
Начальник Управления отраслевого развития НПФ «Первый национальный пенсионный фонд»
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.