НовостиМониторинг рынка

VI ежегодный форум

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
12 марта 2012 г. В Москве состоялся VI ежегодный форум «квалифицированный инвестор - 2012», организованный журналом «Рынок ценных бумаг», социальной сетью Инвестор.ру и Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов
 
В мероприятии приняли участие около 300 представителей российского рынка коллективных инвестиций: управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки и другие категории институциональных инвесторов, а также специализированные депозитарии, брокеры, представители регулирующих органов и профессиональных ассоциаций.
 
Пленарное заседание было посвящено обсуждению вопросов новаций в регулировании финансового рынка, перспектив и проблем превращения пенсионных накоплений и страховых резервов в «длинные» инвестиционные ресурсы, подведению итогов и прогнозированию работы на рынке коллективных инвестиций, а также представлению новых возможностей финансового рынка для институциональных инвесторов.
 
Дискуссию открыл Сергей Харламов, заместитель руководителя ФСФР. Среди наиболее значимых событий 2011 г. он отметил процессы консолидации на рынке, внесение поправок в инфраструктурные законы, а также перераспределение регуляторных и надзорных полномочий. В качестве основной задачи развития С. Харламов определил эффективную настройку инфраструктурного блока, позволяющего в ближайшее время снять вопросы, связанные с биржевой и расчетной инфраструктурой, что является важным для инвестирования и будет касаться управляющих, страховых компаний и пенсионных фондов. По его словам, в плане консолидации надзорных полномочий важной является тема унификации надзорных и регуляторных полномочий. Также он подчеркнул, что важно развивать систему стимулирования налогообложения на рынке и в данном случае необходимо строить конструктивный диалог с Минфиноме.
 
Список событий прошлого и нынешнего года с точки зрения государственного регулирования и надзора в страховом секторе и планов службы по модернизации отрасли продолжила Юлия Бондарева, заместитель руководителя ФСФР. Среди основных целей работы ФСФР она выделила восстановление правила, согласно которому страховщики являются основными институциональными инвесторами для рынка ценных бумаг и несут большую нагрузку и ответственность за долгосрочные финансовые вложения на этот рынок, являются серьезным стимулом для его развития. Заместитель руководителя ФСФР отметила, что необходимы серьезные законодательные и нормативные меры, чтобы на страховом рынке появились «длинные» средства и он был бы востребован на рынке ценных бумаг. Она сообщила, что будет разрабатываться план мероприятий совместно с Министерством финансов и Министерством экономического развития, направленных, в частности, на восстановление доверия страхователей путем повышения платежеспособности и усиления страховых компаний. По ее мнению, настало время серьезного пруденциального надзора, когда помимо регулярной отчетности, предоставляемой регулятору, должна создаваться система внутреннего контроля в страховых компаниях. Ю. Бондарева высказала предположение о необходимости института специализированного депозитария на страховом рынке, прежде всего на рынке страхования жизни. Она отметила, что основным вопросом являются долгосрочные инвестиции на страховом рынке. В плане мероприятий по развитию заместитель руководителя ФСФР выделила проблему создания компенсационных фондов на добровольных видах страхования либо введения другого аналога, который бы гарантировал страхователю возмещение страховой выплаты, если страховщик ушел с рынка. И в заключение своего выступления Ю. Бондарева отметила, что привлечение средств на рынок страхования должно происходить при обязательном участии государства с возможностью его дальнейшего выхода из этого фонда по мере накопления страховщиками собственных средств.
 
Интересы страховщиков в своем выступлении представил Андрей Кигим, президент Всероссийского союза страховщиков. Он отметил, что сейчас складывается непростая ситуация на рынке для работы квалифицированных инвесторов. Время бросает вызов: финансовый кризис показывает, что государственные надзорные органы вынуждены менять свою политику во всех странах мира, участники рынка должны видеть разницу между жуликами, создающими финансовые пирамиды и профессиональными участниками. Знаковым событием 2011 г., по его мнению, в части совершенствования государственного регулирования стало объединение двух ведомств в лице Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации и закрепление за ФСФР России контроля и надзора над всеми сегментами финансового рынка. А. Кигим отметил, что страховые компании и пенсионные фонды имеют ряд общих направлений в функционировании рынков: специализированные депозитарии, актуарный расчет, «длинные» деньги и унификация этой работы под эгидой ФСФР России. Для защиты граждан от банкротства, по его мнению, государство должно обеспечить борьбу с мошенниками и контроль, но при этом предоставить возможность использования налоговых льгот для стимулирования интереса граждан к заключению договоров добровольного страхования жизни как потенциальных инвесторов. Президент Всероссийского союза страховщиков подчеркнул эффективность инвестиционного инструмента Unit-linked, позволяющего определять направления инвестирования гражданами собственных средств самостоятельно.
 
Поддержал дискуссию Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, заявив о том, что представители НПФов с огромным энтузиазмом относятся к тем шагам, которые предпринимают компании по страхованию жизни по продвижению своих услуг на рынок для граждан России. Он отметил, что страховщики находятся в неравных условиях с НПФами по налоговым льготам, в законодательстве не прописано требование исключительного вида деятельности.
 
По его мнению, участие страховых компаний в ОПС вряд ли возможно, так как это социальное страхование, а они изначально занимаются коммерческим страхованием. Что касается добровольных видов страхования, то добровольное долгосрочное накопительное пенсионное страхование во всем мире - продукт, похожий на таковой как у НПФов, так и у страховых компаний. На сегодняшний день накопительное пенсионное страхование за счет средств работодателей не развивается, потому что законодатели не дали страховым компаниям возможность получать налоговую льготу. Сегодня взносы в страховые компании не освобождаются налоговыми льготами для работодателя. К. Угрюмов подчеркнул, что они поддерживают желание страховщиков получить налоговую льготу, но при этом они должны иметь и остальные равные с НПФами условия, в частности, должен быть:
 
• законодательно ограничен размер административного сбора (у страховых компаний это называется РВД, сейчас у них он не ограничен и доходит до 80%);
 
• законодательно ограничен размер профита, у НПФов он составляет 15% от дохода;
 
• установлен внутренний страховой резерв, НПФ обязан формировать резерв не менее 5% , у страховщиков этого нет;
 
• если в одной страховой компании есть продукты по медстрахованию, страхованию жизни и пенсионному обеспечению, то законодательно должны быть разделены счета, чтобы они не могли мешать резервы, создавая повышенные риски для застрахованных лиц.
 
Также он отметил, что для страховых компаний есть огромное поле деятельности - аннуитетные выплаты. Это когда человек свою пожизненную пенсию может по своему выбору получать либо в пенсионном фонде, либо в страховой компании. Разница лишь в результатах.
 
Причина того, что доходность пенсионных накоплений ниже уровня инфляции, заключается скорее в уровне инфляции, чем в неэффективности пенсионных накоплений, предположил К. Угрюмов. Недостаточное количество инструментов на рынке он обозначил как вторую проблему - государство не видит в частных структурах долгосрочных стратегических инвесторов. И стремиться нужно к тому, чтобы вся система инвестирования позволяла перекрывать уровень инфляции, подчеркнул президент НАПФ, так как во всем мире НПФы на рубеже инвестирования в 15-20 лет перекрывают уровень инфляции своих стран. Среди положительных моментов на рынке он выделил отмену инициативы Минздравсоцразвития по переводу накопительного компонента в добровольный формат и принятие закона о выплатах накопительной части трудовой пенсии граждан. К. Угрюмов заявил, что пенсионные фонды готовы сегодня выступать стратегическими инвесторами, вкладывая свои средства в финансовые инструменты институтов развития России, но в данном сегменте остается открытым вопрос прозрачной, нормативно урегулированной ситуации с определением статуса этих средств. Для того чтобы минимизировать случаи мошенничества, он предложил запустить услугу единой карты в рамках сайта государственных услуг. В завершении своего выступления К. Угрюмов заявил о том, что прошлый год был годом битвы за сохранение накопительного компонента, а 2012 г. - год надежд на то, что новое открытое правительство будет реализовывать идеи, направленные на развитие нашей страны и финансового рынка, и активнее работать с точки зрения разработки нормативно-правовой базы, нацеленной на защиту прав потребителей, будущих пенсионеров.
 
Александр Зарецкий, президент Ассоциации страхования жизни, в своем выступлении рассказал о сложившейся ситуации в индустрии страхования. Он отметил, что на сегодняшний день на рынке работает около 60 компаний, и по итогам 2011 г. страховой сегмент показал рост 53%. По словам А. Зарецкого, в процессе формирования «длинных» денег представители страхового сектора хотели бы видеть помощь и поддержку от государства. Он выделил три основных направления развития в индустрии страхования жизни: во-первых, налоговые льготы, которые являются эффективным инструментом для поддержки долгосрочных накоплений; во-вторых, вовлечение страховой отрасли в пенсионную систему РФ; в-третьих, развитие направления Unit-linked. Эти продукты впервые появились в Америке в 1970-х гг. как ответ американского рынка на выросшую инфляцию. Сегодня действующее российское страховое законодательство содержит ряд ограничений, которые не позволяют вводить данный инструмент, поэтому г-н Зарецкий предложил «узаконить» инвестиционное страхование жизни, что будет способствовать развитию рынка. Президент Ассоциации страхования жизни сообщил, что, учитывая потенциал российского рынка, не может быть конкуренции страховых компаний с пенсионными фондами. От имени страхового рынка А. Зарецкий заявил, что они готовы к диалогу с регулирующими органами и к дальнейшему усилению контроля.
 
Ростислав Кокорев, заместитель директора департамента инновационного развития и корпоративного управления Министерства экономического развития РФ, согласился с тем, что для развития рынка накопительного страхования необходимы новые инструменты и страховые продукты, в частности Unit-Linked. Однако он указал на то, что предложения о налоговых льготах или стимулирующем налогообложении вряд ли найдут поддержку со стороны Минфина. Р. Кокорев не видит необходимости в конструировании инфраструктурных облигаций как особого инструмента. Вложения в инфраструктуру характеризуются длительностью, относительно низкой доходностью и достаточно высокими рисками, поэтому люди, которые говорят о необходимости инфраструктурных облигаций, обычно имеют в виду, что государство должно обеспечить налоговые льготы или государственные гарантии на такого рода облигации. Но, по его мнению, финансовые инструменты для вложения в инфраструктуру будут получать госгарантии лишь в «штучном» формате. Р. Кокорев в своем выступлении также затронул тему, почему деньги НПФов не являются реально «длинными»: две главные причины - это право клиента пенсионного фонда забрать свои деньги, не дожидаясь пенсии, и требование неуменьшения остатка средств по счету застрахованного лица. Он отметил, что в законе четко не сказано, что НПФ не имеет права уменьшать остаток по счету, но системный анализ норм законодательства и судебной практики приводит к тому, что сейчас НПФы не могут разнести по счетам клиентов отрицательный финансовый результат и, соответственно, получить его по итогам года, а в случае получения должны закрыть убыток из собственных средств, что большинство из них сделать не могут. Это заставляет НПФы ставить задачу управляющим компаниям инвестировать аккуратно, чтобы не понести убытка, что, в свою очередь, означает низкую доходность и краткосрочность временного горизонта вложений. По мнению г-на Кокорева, выходом из сложившейся ситуации без ущемления прав граждан, который позволил бы институциональным инвесторам (НПФам, страховым компаниям) инвестировать с достаточно высокой доходностью, является принятие закона о гарантировании пенсионных накоплений. Попутно с работой над этим законом необходимо будет более точно определить такие понятия, как пенсионные права и пенсионные обязательства, а также порядок их формирования.
 
К. Угрюмов подтвердил, что пенсионный продукт и страхование жизни - специфические продукты, которые требуют специального подхода и зачастую личного контакта с клиентом ввиду низкого уровня финансовой грамотности населения. Он сообщил, что на сегодняшний день 7,7 млн человек участвуют в добровольном пенсионном страховании, из них более 1 млн - без корпоративных программ, однако добровольно способны участвовать около 10 млн человек. К. Угрюмов подчеркнул, что обязательное пенсионное страхование - страхование молодых граждан и государства от демографических рисков через 20-30 лет.
 
В процессе дискуссии встал вопрос о том, не будет ли потерян интерес к этому бизнесу со стороны управляющих компаний. Андрей Жуйков, генеральный директор УК «Регион Эссет Менеджмент», руководитель инвестиционного комитета НАПФ, сообщил, что объем рынка доверительного управления сейчас составляет 2,7 трлн руб. Для сравнения: объем банковских депозитов физических лиц - 12 трлн руб. С точки зрения развития рынка квалифицированных инвесторов наблюдаются положительные тенденции: на начало 2011 г. пенсионные накопления составляли около 150 млрд руб., на конец года - более 360 млрд руб., в этом году ожидается увеличение еще на 200 млрд руб., с учетом пенсионных резервов, и, таким образом, 50% от общего объема рынка будут составлять пенсионные фонды.
 
Александр Бондаренко, управляющий директор «Росгосстрах-Жизнь», в долгосрочной перспективе предложил слить понятие пенсионного фонда и компании по страхованию жизни в единый тип финансового института. По его мнению, это обеспечит развитие рынка долгосрочных накоплений граждан.
 
К. Угрюмов, президент, Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, заявил, что не видит перспективу слияния страховых компаний и пенсионных фондов, отметив, что обязательное пенсионное страхование - социальное страхование, и смешивать его с коммерческим категорически нельзя. Он подчеркнул, что необходимо думать не о том, как соединить, а о том, как сближать позиции страховых компаний и пенсионных фондов с точки зрения развития организационно-правовых форм, механизмов и видов деятельности.
 
Сергей Эрлик, президент НПФа «Лукойл-Гарант», поддержал коллег в том, что превращение пенсионных и страховых накоплений в «длинные» деньги не короткий путь. В своем выступлении он отметил, что ведомства и государственный аппарат работают в правильном направлении, но нельзя говорить о том, что в короткие сроки будет создана единая система для работы пенсионных фондов, управляющих, страховых компаний и банков. По мнению президента НПФа «Лукойл-Гарант», управляющие компании должны заниматься управлением активами, а собирать деньги и работать с клиентом должны НПФы. С. Эрлик отметил, что при формировании нормативно-правовых актов нельзя забывать о гражданах, для которых эти документы принимаются, на первом этапе главным является принцип прозрачности и доступности для людей.
 
Вопрос регулирования финансового рынка в своем выступлении осветила Вера Балакирева, заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ. Она сообщила, что регуляторные меры будут развивать финансовые рынки и создавать условия для развития инвестиционной деятельности и инфраструктуры рынков. По ее мнению, НПФы и страховщики имеют одинаковые проблемы, заключающиеся в основном в проблемах инфраструктуры, тем не менее у каждого участника финансового рынка есть свои особенности, преимущества и цели, для которых они создавались. Для подготовки условий добросовестной конкуренции, возможности выбора условий предоставления услуги для клиента, расширения каналов продаж и предоставления возможности системы выплат для страховых компаний необходимо найти для них правильное место в системе пенсионного обеспечения, где их преимущества будут очевидны. Также в выступлении заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ затронула тему актуарной деятельности. Она предложила с точки зрения оценки рисков и возможности инвестиционных проектов получать информацию, прогнозы и заключения квалифицированных актуариев и использовать их при составлении бизнес-планов и решении государственных задач. В. Балакирева положительно оценила выход страховщиков на международные финансовые рынки и сказала, что возможно расширение вложения страховщиков в инвестиционные инструменты, которые будут соответствовать признакам ликвидности, диверсификации, прозрачности и будут регулироваться. Еще важным вопросом для участников финансового рынка стала апробация на практике оценки результативности их финансово- хозяйственной деятельности, которая для страховщиков заключается во введении системы внутреннего контроля и внутреннего аудита.
 
В завершение пленарного заседания Сергей Харламов, заместитель руководителя ФСФР, выделил основные направления работы: повышение прозрачности системы регулирования финансового рынка, включение страховых компаний в число участников пенсионного рынка, унификацию надзорных процедур, переход всех участников на единую финансовую отчетность и решение вопросов, связанных с налоговым стимулированием.
 
Во второй половине дня были подведены итоги доверительного управления в 2011 г. в рамках профессиональной секции «Работа над ошибками: итоги доверительного управления в 2011 году» и определены стратегии развития для квалифицированных инвесторов в рамках профессиональной секции «Инвестиционные стратегии для квалифицированных инвесторов».
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.