НовостиМониторинг рынка

Пенсионная проформа

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Концепция развития пенсионной системы не готова к рынку
 
По крайней мере часть предложений концепции развития пенсионной системы до 2030 года, направленной президенту, должна была бы обрадовать участников пенсионного рынка. Государство готово поделиться с ними обслуживанием части пенсионных обязательств, дав дорогу негосударственным пенсионным программам. Но участники рынка на свои перспективы смотрят скептически.
 
Пенсионная концепция, правки в которую вносились до последнего момента, наряду с такими нововведениями, как изменение формулы расчета трудового стажа, содержит ряд положений, которые в целом призваны повысить роль негосударственного пенсионного обеспечения граждан. Однако предложенный механизм расширения негосударственной части пенсионного рынка не мотивирует его участников на активные действия по расширению собственных программ. 
 
На первый взгляд концепция расширяет возможности негосударственных участников пенсионного рынка в части корпоративных программ. Именно корпоративные программы — пенсионные и страховые — должны заменить государственные обязательства перед гражданами, имеющими право на досрочные пенсии. В некоторых пенсионных фондах, обслуживающих сотрудников предприятий, на которых есть вредное производство, ранее заявляли о готовности предлагать продукты по негосударственному пенсионному обеспечению "вредников" (см. "Ъ" от 30 июля). Но для того чтобы этот механизм заработал, нужна воля не НПФ, а работодателей, а с их мотивированием в концепции проблемы: в отличие от мер постепенной ликвидации института досрочных пенсий компенсационные меры описаны весьма расплывчато. "Предложения Минтруда по корпоративным пенсиям для досрочников пока очень неопределенные. Возможности корпоративной пенсионной системы, которая существует сейчас, исчерпаны: у крупных корпораций, таких как РЖД или "Газпром", они уже давно есть, другие компании, вероятно, не готовы их создавать",— говорит управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина. "Говорить о замещении досрочных пенсий добровольными корпоративными системами — это лукавство,— считает советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Валерий Виноградов.— Компании, которые в этом заинтересованы, уже давно реализуют такие программы, новые участники практически не появляются". Объем пенсионных резервов в НПФ (это средства, перечисляемые предприятиями в рамках корпоративных пенсионных программ) за последние два года вырос всего на 24%, притом что объем накоплений — более чем вдвое. 
 
Накопительный компонент пенсии, согласно концепции, остается одной из основ пенсионной системы, единственный нюанс — отчисления в накопительную часть пенсии предлагается сделать добровольными. Сейчас работодатель за каждого работника ежемесячно отчисляет 22% от его "белой" зарплаты в ПФР. У граждан, родившихся после 1967 года, 6% из этой суммы идет в накопительный компонент, остальное — в страховой. По итогам первого полугодия общая сумма пенсионных накоплений составила 2,04 трлн руб. Если отчисления в накопительный компонент пенсии в перспективе сделать добровольными, на этом уровне они и останутся, уверены участники рынка. Притом что в перспективе будущего пенсионера, желающего сохранить накопительный компонент, будут "стимулировать" дополнительно перечислять в него 2% от зарплаты, абсолютное большинство граждан не выберет накопительный компонент, говорит исполнительный директор НПФ "Национальный" Светлана Касина. "Накопительный компонент выберут только те, кто осознанно участвует в программе государственного софинансирования и понимает, что система работает",— отмечает она. 
 
Если частные управляющие компании останутся в ближайшие годы без притока новых средств пенсионных накоплений, это станет ударом для рынка, который лишится источника длинных денег, считает руководитель отдела продаж институциональным и государственным клиентам управляющей компании "Тройка Диалог" Анна Ведерникова. По ее словам, это гораздо существеннее, чем потенциальные комиссионные потери управляющих. Согласно закону об инвестировании пенсионных накоплений, управляющая компания получает вознаграждение в виде процента от полученного инвестиционного дохода в случае положительного инвестиционного результата по итогам отчетного периода. По оценкам участников рынка, в среднем вознаграждение управляющих составляет 6% от дохода. 
 
При этом гражданам, чьи пенсии будут полностью перечисляться в страховую часть, в борьбе с инфляцией придется рассчитывать только на индексации пенсий, то есть опять-таки на бюджетные деньги, указывает госпожа Ведерникова. Стимулируя сокращение поступлений в накопительную часть пенсии и увеличивая страховую, правительство в ближайшей перспективе снизит дефицит ПФР (сейчас оценивается в 1,3 трлн руб.), так как страховые пенсионные средства, в отличие от накоплений, можно тратить на текущие выплаты пенсионерам. Однако в более долгосрочной перспективе бюджетная нагрузка только вырастет. Для того чтобы выдержать целевой ориентир замещения пенсией зарплаты на 40%, предусмотренный концепцией, государству придется повышать расходы на индексацию пенсий. За последний год средняя трудовая пенсия по старости была проиндексирована дважды: на 7% в феврале и на 3,4% в апреле.
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.