НовостиМониторинг рынка

Пенсия от Медведева

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
К 1 декабря Минтруд должен был внести в Белый дом согласованную стратегию долгосрочного развития пенсионной системы, а 15 декабря представить ее президенту, сообщал ранее министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Полгода в правительстве и экспертном сообществе шли споры, в том числе с участием президента Владимира Путина. Согласованный вариант должен был стать компромиссом.
 
Минтруд только в конце прошлой недели направил в правительство проект стратегии (копия есть у "Ведомостей"), сообщил чиновник ведомства и подтвердил его представитель.
 
Несколько дней потребовалось на вычитку текста в аппарате правительства, говорит его сотрудник: проект готов для отправки в Кремль. Представитель секретариата вице-премьера Ольги Голодец подтвердил, что все согласительные и редакционные процедуры по стратегии завершены. Минфин и Минэкономразвития не сняли свои разногласия, рассказывает чиновник аппарата Белого дома: "Сколько можно ее уже согласовывать?" Сотрудники этих ведомств подтвердили, что у них остались замечания к документу.
 
Представитель премьера Наталья Тимакова сказала, что, по ее сведениям, согласованный доклад со стратегией отправлен президенту. Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не слышал, что Путин получил этот документ.
 
Главный принцип будущей пенсионной системы - разные пенсионные права. Нынешний порядок расчета страховой части трудовой пенсии никуда не годится, говорится в проекте стратегии: пенсионные обязательства не обеспечены ресурсами, дисбаланс растет. "Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система", - обещает Минтруд. Но возможности "для каждого взвесить и посчитать на бумажке" будущую пенсию, как заявлял премьер Дмитрий Медведев, стратегия не дает: основа системы - пенсионная формула - будет готова только в 2013 г.
 
Накопительная часть
 
В стратегии зафиксировано признание, что десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений не был удачным: права граждан, которые включены в обязательную накопительную систему, снижены по сравнению с правами в распределительной системе. Этот тезис из стратегии нужно исключить, советует федеральный чиновник: а то участники обязательной накопительной системы завалят правительство исками. Основания для подачи иска можно найти, теоретически можно говорить о нарушении конституционного равенства граждан перед законом, говорит адвокат Илья Рачков, но шансы, что такой иск будет удовлетворен, невелики.
 
Передача в накопительную часть 6% взносов усилила несбалансированность системы, говорится в проекте, НПФ недостаточно устойчивы, гарантий сохранности и возвратности накоплений нет.
 
В прежнем варианте стратегии предлагалось сократить накопительный тариф с 6 до 2% у всех застрахованных с 2013 г., но после решения Путина о годовом моратории этот пункт скорректирован. С 2014 г. у тех, кто уже перевел накопления в НПФ и УК, накопительный тариф - 6%, а у молчунов, хранящих накопления в ВЭБе, - 2%, 4 п. п. перейдут в распределительную часть. До конца 2013 г. гражданин может выбрать тариф в 6 или 2%. Право выбора для выходящих на рынок труда с 2014 г. в стратегии не оговорено, но уже принятые поправки в законодательство устанавливают с 2014 г. накопительный тариф в 2%.
 
Стратегия декларирует необходимость улучшения работы финансовых институтов: повышение их прозрачности и требований к качеству активов и размеру капитала, создание системы контроля, расширение перечня инструментов инвестирования, повышение конкуренции через допуск к инвестированию накоплений страховых компаний и банков, поощрение добровольных накоплений. Все требования абсолютно правильные и в концентрированном виде выражают пожелания самого рынка, но в них нет главного - меры, которая позволит сделать пенсионные деньги длинными, т. е. отказа от требуемой государством ежегодной безубыточности, замечает гендиректор УК "Капитал" Вадим Сосков. Тем самым накопления лишены их главной характеристики - рыночности. Но Минтруд - не финансовый регулятор, может быть, он не знает об этой проблеме, рассуждает Сосков. А фактическое исключение из накопительной системы молодежи, которая начнет работать с 2014 г., приведет к тому, что через какое-то время накопления отомрут естественным способом, продолжает он. Лишать молодых права выбора неправильно с точки зрения принципов демократического государства, считает Сосков.
 
В современных пенсионных системах тесно переплетены социальные, фискальные, инвестиционные компоненты и решать одну проблему за счет остального нельзя, считает ректор РАНХиГС Владимир Мау: "Мы не можем оценивать предложения по пенсионной системе просто, например, в терминах коэффициента замещения или проблем финансирования ПФР: факторы социальной справедливости, фискальной сбалансированности и инвестиционного климата - наличия длинных денег - по крайней мере равноправны".
 
Распределительная часть
 
Распределительную часть тоже ждет реформа. Чтобы сбалансировать обязательства с доходами, предлагается увязать размер будущей пенсии с трудовым стажем и размером заработка в течение всей жизни. Нормативный стаж в 40 лет, который Минтруд предлагал ранее, сокращен до 35 лет, как попросил Путин: 40-летний стаж фактически означает повышение пенсионного возраста, указал президент в октябре.
 
Вместе с нормативным стажем стратегия предполагает увеличить и минимальный стаж, необходимый для получения права на трудовую пенсию, но его размер не оговорен (сейчас - пять лет). Для получения же полной пенсии нужно проработать 35 лет, получая зарплату не ниже средней по стране. Тогда пенсия - согласно стратегии - составит 40% от среднего заработка.
 
Сейчас ограничение по стажу позволяет претендовать на полную пенсию только половине работающих: по данным Росстата, порядка 50% пенсионеров проработали 35 лет. А средний заработок, по данным ПФР, получают только 25% работающих: при среднестатистической зарплате в 26 000 руб. медианный заработок - 17 000 руб., рассказал директор департамента ПФР Аркадий Соловьев, т. е. половина всех работающих получают не более 17 000 руб. Согласно расчетам экспертов НАПФ по выкладкам Минтруда, сейчас средняя трудовая пенсия составляет 36% от средней зарплаты, в 2030 г. будет 25%, при этом дефицит ПФР сохраняется на близком к текущему уровню в 2% ВВП даже после 2050 г.
 
Самозанятые и льготники
 
Надо повысить собираемость взносов и расширить охват работников обязательным пенсионным страхованием, говорится в стратегии, пенсии самозанятых граждан должны соответствовать уровню их выплат. Сейчас же их пенсии финансируются за счет взносов наемных работников и бюджета.
 
С 2013 г. тариф для самозанятых удваивается (дальнейший рост тарифа в 2014-2015 гг. Путин отменил). Когда-нибудь потом, говорится в стратегии, самозанятым предложат выбрать либо фиксированный платеж для получения минимального пособия, либо присоединиться к системе, в которой участвуют все наемные работники.
 
Для профессий с особыми условиями труда будет дополнительный тариф: от 2% в 2013 г. до 9% в 2015 г. в зависимости от вредности работ. Сейчас льготные пенсии компенсируют работникам неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должны нести сами работодатели, а не все пенсионеры, говорится в стратегии. Предприятия могут быть освобождены от доптарифа после оценки условий труда. Сейчас такая оценка проведена только на 3% рабочих мест, приводил данные ЦСР.
 
Риски распределения
 
Разворот к перераспределительной системе создает бюджетные и макроэкономические риски, так как формирует предпосылки для роста либо налогов, либо госдолга, предупреждают эксперты Института Гайдара: уже к 2020 г. пенсионеры составят 40% электората, под давлением которого правительству так или иначе придется искать ресурсы для повышения пенсий.
20.12.2012 Ведомости
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.