НовостиМониторинг рынка

Социальная защита не зависит от кризиса

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники

 

 В конце каждого года столичные власти принимают Комплексную программу мер социальной защиты москвичей на предстоящий годовой период. Эта программа - своего рода рычаг, которым приводится в действие весь городской механизм оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным москвичам. Прошлый год не стал исключением: на состоявшемся предпоследний день декабря заседании Правительства Москвы были сначала обсуждены итоги реализации мероприятий  по социальной поддержке жителей Москвы  в уходящем году, а затем принята Комплексная программа на 2009 год  и на перспективу: 2010 - 2011 годы.

Как и планировалось, к концу 2008 года доходы неработающих пенсионеров были доведены до уровня полуторакратной величины прожиточного минимума пенсионеров. С 1 декабря минимальный уровень получаемых ими доходов составил 6800 рублей, а у получателей пенсий на детей - не ниже 8550 рублей. Численность получателей доплат превысила 2 миллиона человек; средний размер городской доплаты достиг 2800 рублей.

В прошлом году были расширены формы социальной поддержки различных категорий населения. Так, например, с 1 марта 2008 года была введена новая выплата участникам обороны Москвы, с 1 июля - предоставлены дополнительные меры соцподдержки участникам Великой Отечественной войны, проходившим военную службу в годы войны в тылу, а также труженикам тыла.

Особая тема - социальная поддержка молодых москвичей: семей с детьми, многодетных и студенческих семей. В 2008 году была законодательно расширена категория "многодетные семьи": если в начале года различного вида помощь получали 25 тысяч многодетных московских семей, то в конце - уже 45 тысяч. Благодаря изменениям, внесенным депутатами МГД в городской закон "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", выплата ежемесячных пособий малообеспеченным семьям теперь осуществляется до 18-летия ребенка, независимо от факта его учебы (раньше этот срок ограничивался 16 годами). Понятие "студенческая семья" также расширилось: теперь оно касается не только студентов вузов, но и учащихся колледжей. Как было сказано на заседании Правительства Москвы, главная цель Комплексной программы на 2008 год выполнена: обеспечен стабильный уровень социальной поддержки нуждающихся москвичей. Выполнение программы на нынешний и два последующих года, к сожалению, будет  связано с негативной финансовой ситуацией. Однако городские власти приложат все силы, чтобы кризис не сказался на уровне и формах социальной поддержки жителей столицы. Вот лишь несколько показателей новой Комплексной программы.

В 2009 году будет продолжена выплата  ежемесячных  компенсационных  выплат малообеспеченным неработающим пенсионерам и инвалидам (на эти цели из бюджета города направляется 77,7 миллиарда рублей). К концу нынешнего года уровень доходов неработающих пенсионеров будет приближен к двукратной величине прожиточного минимума пенсионера, ежеквартально утверждаемого Правительством Москвы, и составит 10435 рублей.  С 1 января 2009 года единовременная компенсационная выплата на первого ребенка составит 5500 рублей; на второго и последующих - 14500. Не только сохранятся, но и будут проиндексированы все действующие сегодня льготы и выплаты: одиноким матерям, детям-сиротам, ветеранам войны и труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и другим категориям населения. Отдельное внимание в 2009 году, объявленном в Москве Годом равных возможностей, будет уделено людям с ограниченными возможностями здоровья: Правительством столицы уже утверждена Комплексная программа их социальной реабилитации, которая станет частью общей программы мер социальной защиты.

Вот что думает о Комплексных программах социальной поддержки москвичей человек,имеющий к работе над ними самое непосредственное отношение: председатель комиссии Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев: "Говоря об итогах 2008 года, надо отметить, что все меры социальной помощи, намеченные московским Правительством, были полностью реализованы. Итогом стал не только реальный рост уровня жизни москвичей льготных категорий, но и закрепление законами города Москвы новых достижений, норм и стандартов по оказанию социальной помощи и гарантий по уровню жизни жителей столицы.

Что же касается программы на будущее, то я бы хотел остановиться на некоторых "болевых точках" в сфере оказания социальной помощи. С 1 января 2008 года с федерального уровня власти регионам были переданы полномочия по обеспечениюлекарственными препаратами всех федеральных категорий льготников. Для города это было очень непросто: провести в кратчайшие сроки конкурсы, сменить поставщиков. В результате в первом квартале года в некоторых округах столицы были сбои поставки лекарств. Для нас крайне важно не повторить этих ошибок в 2009 году при выполнении обязательств по обеспечению федеральных льготников средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением. Мы подробно рассматривали эту проблему на заседании комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям: обсуждение показало, что Департамент социальной защиты населения столицы готов к этой работе. Однако нерешенные вопросы все же есть. В частности, на федеральном уровне не определена периодичность предоставления путевок в санатории льготным категориям граждан, а выделенный на эти цели объем средств не позволит обеспечивать всех желающих пользоваться бесплатным санаторно-курортным лечением ежегодно, что в свою очередь может создать угрозу возникновения социального недовольства.

Еще один вопрос, который, на наш взгляд, может болезненно отразиться на москвичах, - это намеченная на 2009 год монетизация льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Безусловно, любые новшества, даже самые благие, не могут избежать некоторого периода адаптации, "притирки" к ним. К сожалению, информация о монетизации в сфере ЖКХ, прошедшая в СМИ, носила скорее сенсационный характер, чем разъяснительный, и уже вызвала поток обращений в Московскую городскую Думу. Учитывая тот факт, что для москвичей, имеющих льготы по оплате ЖКХ, монетизация практически ничто не меняет в материальном обеспечении, у ряда депутатов сложилось мнение о целесообразности переноса ее сроков на более поздний период: в нынешних кризисных условиях не стоит создавать дополнительный источник напряженности в обществе. Обращения москвичей в Думу сегодня зачастую связаны и с другой проблемой. Безусловно, доведение суммы пенсий и городской доплаты до полутора прожиточных минимумов пенсионеров продиктовано жизнью и содержанием нашей потребительской корзины. Без сомнения, нужно стремиться к увеличению этой суммы до двух уровней.

Но вместе с тем это порождает ситуацию, когда все москвичи, независимо от своего личного трудового вклада, получают после выхода на пенсию одинаковое денежное содержание, что приводит к уравниловке. При этом те, у кого более весомый вклад, получают меньшую бюджетную доплату, а некоторые вообще не имеют никаких компенсационных выплат. Это, к сожалению, вызывает у многих москвичей серьезное недопонимание. В сложившейся ситуации нам нужно более активно разъяснять позицию властей, которые взяли на себя обязательства гарантировать каждому москвичу достойный уровень жизни.

При этом надо иметь в виду другую сторону этой проблемы, которая может отрицательно сказаться на экономике города. С учетом дальнейшего повышения пенсионного обеспечения и городских компенсационных выплат у многих пенсионеров отпадает необходимость продолжать свою трудовую деятельность. Сегодня значительная их часть трудится на непрестижных должностях - крайне необходимых городу, но малооплачиваемых и непопулярных у молодежи и людей среднего возраста. Поэтому следующий этап повышения пенсий и пересмотра компенсационных выплат для неработающих пенсионеров требует серьезного анализа и просчета его последствий с учетом того, как в течение 2009 года будут развиваться тенденции по росту пенсий, по росту оплаты труда в городе, а также вопросы, связанные с безработицей.

Кстати, по поводу безработицы: на сегодняшний день москвичам явно не хватает информации, связанной с выплатой вновь вводимых в 2009 году компенсаций гражданам, признанным безработными, - в дополнение к тому пособию, которое определено федеральным законодательством. В соответствии с принятым в этом году Законом города "О занятости населения в городе Москве" предполагается, что помощь безработным будет осуществляться как в виде вновь вводимых ежемесячных денежных выплат, так и в предоставлении льготного проезда на городском транспорте. В Комплексной программе на 2009 год деньги на эти цели запланированы. Однако механизм и порядок предоставления указанной поддержки до сих пор не прописан и не известен ее потенциальным пользователям.

Перед обсуждением на заседании Правительства Москвы Комплексная программа социальной защиты населения города Москвы на ближайшие три года была рассмотрена и поддержана у нас на комиссии. В обсуждении приняли участие представители ветеранских, инвалидных, профсоюзных организаций города, Молодежной палаты при МГД. Нами была также поддержана инициатива городского телевизионного канала "Доверие" о превращении его в социальное телевидение - как по форме, так и по содержанию. Его задача - обеспечивать тесное взаимодействие между городской властью и москвичами и осуществлять зрительский контроль за реализацией социальных программ всех уровней.

Я думаю, что успешное выполнение Комплексной программы мер социальной защиты москвичей на 2009 - 2011 годы позволит и впредь сохранить лидерство Москвы в вопросах реализации государственной социальной политики и повышения качества жизни москвичей".

 

Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.