НовостиМониторинг рынка

А у вас пенсия убежала// Из Пенсионного фонда России исчезают деньги «молчунов»

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники

Прошлогодняя кампания по привлечению «молчунов», принесшая негосударственным пенсионным фондам два миллиона новых душ, продемонстрировала бардак, царящий на рынке обязательного пенсионного страхования. Пострадали же, как обычно, простые граждане: в этом году многие, получив уведомления из Пенсионного фонда России (ПФР), неожиданно выяснили, что их пенсионные деньги по неизвестным причинам вдруг оказались переведенными из Государственной управляющей компании (ВЭБа) в частные УК и НПФ. Причем никаких заявлений о переводе средств или договоров с НПФ теперь уже бывшие «молчуны» не подписывали.

В распоряжении РБК daily оказалась статистика обращений граждан в ПФР с жалобами на действия негосударственных пенсионных фондов. Все заявления связаны с тем, что накопления на старость были в прошлом году переведены из Пенсионного фонда России на счета НПФ без ведома самих «молчунов». Больше всего претензий собрал НПФ «Норильский никель», далеко опередивший в этом «антирейтинге» других «лидеров»: «Благосостояние», «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Промагрофонд», «Стальфонд» и «Ренессанс жизнь и пенсии».

Как выяснилось, немало граждан, до сих пор считавших себя «молчунами» и твердо уверенных, что государство сохранит их будущие пенсии, получив уведомление из ПФР, вдруг узнали, что их деньги находятся в одном из частных пенсионных фондов. «Вообще-то я живу и работаю в Москве три года, но приехала в отпуск в Мордовию и узнала, что по моему бывшему адресу пришло уведомление из ПФР о том, что мои деньги переведены в «Промагрофонд», — рассказала РБК daily одна из пострадавших. — Сейчас я пытаюсь выяснить, как это могло произойти. В фонде мне объяснили, что скорее всего виноваты недобросовестные агенты, и предложили приехать за копией договора».

Таких историй сотни. Так, один из бывших «молчунов» рассказал РБК daily, что договор с НПФ «Норильский никель» его попросили подписать при приеме на работу. На работу он так и не устроился, а вот пенсионные деньги попали в вышеупомянутый фонд. Более того, как выяснилось из общения с жалобщиками, попасть против своей воли в негосударственный фонд можно, не только устраиваясь на работу в компанию, но и, скажем, придя на собеседование в рекрутинговое агентство или просто оформляя кредит: в такой истории засветился НПФ «Дженерали», имеющий общих акционеров с ХКФ-банком.

Можно только гадать, как были бы удивлены глава ФСФР Владимир Миловидов или председатель правления ПФР Антон Дроздов, если бы вдруг получили подобные уведомления о переводе денег, скажем, в лишенный в этом году лицензии НПФ «Русь» (он также есть в списке фондов, на которые поступили жалобы в ПФР). Участники рынка признают, что, несмотря на весь контроль за деятельностью агентов, собирающих души «молчунов» для НПФ, защитить граждан от мошенников они пока не в состоянии.

«Мы знаем о таких фактах и разбираемся с каждым случаем», — говорит президент НПФ «Стальфонд» Андрей Никитченко, отмечая, что у каждого крупного игрока есть подобные истории. Исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева говорит, что во всем виноваты недобросовестные агенты: «Мы стараемся предупредить подобные случаи, жестко контролируя свои сети и обмениваясь информацией о нечистых на руку агентах с другими фондами». По словам г-жи Буланцевой, подобные меры уже принесли свои результаты: по сравнению с прошлым годом число обращений физлиц с жалобами в фонд заметно снизилось.

«У нас работает телефон горячей линии. Мы внимательно относимся ко всем обращениям граждан. Мы признательны ПФР за аккумулирование обращений клиентов и надеемся, что эта информация поможет нам улучшить качество предоставляемых услуг», — ответили в НПФ «Благосостояние» на вопрос РБК daily, почему деньги граждан, выбравших государственную УК, вдруг оказались на счетах этого фонда.

О подобных случаях знают и в НПФ «Дженерали». «Мы разбираемся индивидуально с каждым клиентом и требуем объяснений с агентов, — говорит президент фонда Ленка Грушкова. — Мы понимаем проблему и пытаемся создать механизмы, которые исключат подобные случаи». Член попечительского совета НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» Олег Киселев также заверил РБК daily, что в фонде «существует многоуровневая система независимого контроля заключаемых договоров обязательного пенсионного страхования, которая позволяет на этапе оформления документов выявлять возникающие проблемы».

В ПФР, несмотря ни на что, смотрят на происходящее с оптимизмом: «Число жалоб граждан по сравнению с 2009 годом практически сошло на нет. Если в 2009 году мы зафиксировали около 3 тыс. обращений, то с начала этого года мы получили чуть более ста таких жалоб». При этом, как утверждают в Пенсионном фонде, не всегда речь идет о мошенничестве, поскольку в 70% случаев люди просто забывают, что подавали соответствующие заявления в ПФР.

В ФСФР вчера воздержались от комментариев.

Некоторые участники рынка согласны с оценками ПФР. «Часто люди сами забывают, что писали заявление о переводе пенсионных денег», — говорит Андрей Никитченко. С ним согласны и в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). «По нашей статистике, в прошлом году было свыше 1,5 тыс. жалоб на НПФ, и часто выяснялось, что граждане либо не понимали, что подписывают, либо сами забывали об этом. Статистика снижается, потому что фонды сами не заинтересованы в том, чтобы агенты приносили им такие договоры», — заявил РБК daily представитель НАПФ. Он также сообщил, что по подобным случаям было инициировано несколько уголовных дел в отношении агентов.

По официальной статистике, в прошлом году от граждан поступило 2,25 млн заявлений о переводе своих накоплений в негосударственные пенсионные фонды — это стало абсолютным рекордом рынка НПФ. Причем заработали не только агенты (как правило, они получают в среднем 400—700 руб. с каждого договора), но и сами фонды, прирастившие активы и успешно «освоившие» деньги учредителей, выделенные на привлечение клиентов.

Граждане, как обычно, оказались в числе потерпевших. Никто из них не получил ответа на простой вопрос: почему человек, деньги которого мошенники увели на счета какого-либо НПФ, теперь обязан писать заявление о переводе своих накоплений обратно в ПФР и еще ждать целый год, пока эти деньги снова поступят на счета ВЭБа.
 

07.07.2010 RBC daily
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.