НовостиМониторинг рынка

Вкладчики НПФ спасут свои деньги?

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники

Усиливается госконтроль над негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Их заставят информировать госорганы обо всех решениях при реорганизации и обяжут дважды предупреждать клиентов фондов о реорганизации. Это нужно, чтобы противодействовать злоупотреблениям и обману вкладчиков при реорганизации, поставить барьер недобросовестному перераспределению имущества фондов.

Внесенный в Госдуму депутатом Ильдаром Габдрахмановым («ЕР») проект урегулирует проблемы при реорганизации НПФ. Эффективных механизмов реорганизации фондов (прежде всего - учета интересов кредиторов) в законодательстве нет, что фактически блокирует реорганизацию. Нет и механизмов, обеспечивающих непрерывную деятельность фондов: между датой госрегистрации фонда, созданного при реорганизации, и датой получения им лицензии есть промежуток, когда фонд «закрывается», то есть формально не может работать с клиентами, хотя такие обязательства ему и передали. Проектом предложен принцип непрерывности деятельности реорганизуемого фонда; детальней прописаны процедуры госконтроля. Так, фонды должны будут заранее согласовать реорганизацию в госоргане, выдающем лицензии (Федеральная служба по финансовым рынкам - ФСФР), - для проверки еще на «дорегистрационном» этапе. Проект декларирует подробный финансовый анализ условий реорганизации и требует прозрачности ее этапов - как для регулирующих госорганов, так и для всех кредиторов фонда. Досрочное прекращение обязательств такого фонда происходит в два приема. А именно: после получения уведомления о реорганизации кредитор сможет направить в фонд требование о досрочном прекращении обязательств, но право на это он получит только после того, как фонд получит согласие ФСФР на ее проведение. Такой порядок защищает не столько кредитора от «банкротства» фонда, сколько сам фонд от «бегства вкладчиков». Полномочия проверяющих (аудиторов) и оценщиков имущества расширят, а порядок проверок конкретизируют. Результаты финансового анализа и заключения аудитора будут передавать в ФСФР, которая более точно определит возможные последствия реорганизации.

Проект вводит ряд дополнительных гарантий прав кредиторов НПФ. Так, при реорганизации кредитор, заключивший с фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения, может требовать досрочно выплатить ему выкупную сумму, которая не должна быть ниже совокупного размера внесенных пенсионных взносов. Обязательным станет и персональное письменное уведомление всех кредиторов фонда о реорганизации, причем дважды - после принятия решения о реорганизации и, повторно, после согласия ФСФР на реорганизацию. Фонд должен будет публиковать в СМИ и Интернете сводки «обо всех существенных решениях и событиях, связанных с проведением реорганизации».
 

Чаще всего реорганизация проводится в форме присоединения или выделения, и проект подробно регулирует эти процедуры. Порядок сохранения лицензии реорганизованными фондами или получения лицензии фондами, созданными при реорганизации, тоже будет детализирован. Для того чтобы реорганизуемый фонд работал непрерывно, его обяжут заранее заключать договоры с управляющими компаниями (УК), распоряжающимися их активами, спецдепозитариями, и с банками, ведущими их счета. Соответствующие обязательства перейдут выделяемым фондам и позволят им нормально работать сразу по окончании реорганизации, в том числе вести пенсионные счета вкладчиков.
 

Реорганизуемый фонд будет заранее передавать в доверительное управление УК пенсионные накопления тех вкладчиков, которые станут клиентами нового фонда, «выделенного» из старого. К ходатайству «на реорганизацию в форме выделения» фонд приложит документы со сведениями о структуре и составе переданных в новый фонд активов, причем после согласия госоргана на реорганизацию фонд не сможет (без отдельного согласования) менять или перераспределять активы. Если фонд это правило нарушит, ему запретят реорганизоваться. Поправки призваны еще до проведения реорганизации разделить - под контролем государства - активы старого (реорганизуемого) фонда и нового, возникающего при реорганизации. Это облегчит контрольные процедуры, сведет к минимуму период, когда «старого фонда уже нет, а нового - еще нет», и хоть как-то защитит интересы вкладчиков и других кредиторов фонда...

Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.