НовостиНовости партнёров

Пенсионные накопления застрахует государство

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Министерством экономики опубликована окончательная версия законопроектов о страховании пенсионных накоплений. Расширение инвестирования этих средств, в том числе в инфраструктурные проекты, и Пенсионный фонд России, и негосударственные фонды должны покрыть созданием к 2017 году резерва в 1% от всей суммы пенсионных накоплений в стране, который будет храниться Агентством по страхованию вкладов на счете в ЦБ. Все серьезные системные риски, не покрываемые системой, в неявной форме берет на себя бюджет.
Два законопроекта Минэкономики, описывающие создание системы гарантирования прав застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), опубликованы в доработанной версии на сайте regulations.gov.ru - в ближайшее время они будут окончательно согласованы в Белом доме и попадут в Госдуму. С большой вероятностью с января 2014 года система страхования пенсионных сбережений вступит в действие в описанном виде.
Базовые положения законопроектов не претерпели изменений: гарантии сохранности пенсионных сбережений будут осуществляться посредством их страхования управляющими (ПФР или НПФ) в специальном двухуровневом гарантийном фонде под фактическим управлением АСВ. Средства АСВ по страхованию банковских вкладов не будут смешиваться с этими деньгами, храниться они будут на депозите в ЦБ. В проекте закона о гарантировании по-прежнему определена лишь верхняя граница ставки отчислений в фонд страхования пенсионных накоплений - как и в предыдущей версии, для НПФ это не более 0,5% от инвестдохода или (в отсутствие такового) не более 0,05% от суммы накоплений - для ПФР эти показатели вдвое меньше. Более подробно ставки будет определять Банк России. В законе также указан предельный размер будущего гарантийного фонда - к 2017 году он будет составлять предельно 1% от общей суммы пенсионных накоплений, переданных в управление ПФР и НПФ. В этой схеме Минэкономики, очевидно, действует аналогично ситуации с другими видами обязательного страхования, вводя трехлетний первоначальный период наполнения системы деньгами. Из закона явно не следует, что однопроцентный резерв будет поддерживаться в системе постоянно, однако это весьма вероятно.
Сама по себе система страхования пенсионных накоплений возникла в связи с грядущим расширением инвестирования средств накоплений - в том числе в инфраструктурные облигации проектов крупных госкомпаний. Однопроцентный резерв, способный покрыть пенсионерам убытки от банкротства среднего пенсионного фонда, вряд ли позволит АСВ обеспечить гарантирование выплат НПФ в случае проблем проектов, связанных со среднесрочным общеэкономическим спадом. Для этого в ст. 24 законопроекта, посвященного самой системе, закрепляется право АСВ в случае дефицита гарантийного фонда более чем на 1 млрд руб. обратиться за бюджетным кредитом или прямой поддержкой федерального бюджета. Таким образом, долгосрочные риски недостаточной доходности «инфраструктурных» проектов все равно берет на себя бюджет, но в неявной форме и без твердых гарантий, которые могла бы дать, например, увязка гарантий с наполнением Фонда национального благосостояния - системная устойчивость гарантийной схемы по-прежнему зависит от экспортной конъюнктуры, обеспечивающей доходы бюджета.
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.