НовостиНовости партнёров

Интервью Президента НПФ «Норильский никель» Екатерины Акифьевой агентству «Прайм»

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
НПФ «Норильский никель» придерживается консервативной стратегии инвестирования.

Президент Негосударственного пенсионного фонда "Норильский никель" Екатерина Акифьева в интервью агентству "Прайм" рассказала о том, как фонд борется с недобросовестными агентами, поделилась предварительными итогами деятельности фонда за 2011 год и планами на 2012 год, а также рассказала о претензиях к прежнему руководству НПФ.

Вопрос: Каковы основные итоги деятельности НПФ за 2011 год и планы на 2012 год?

Ответ: По итогам 2011 года общее количество клиентов НПФ "Норильский никель" превысило миллион человек, около 100 тысяч формируют в фонде дополнительную пенсию. Объемы привлечения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в 2011 году составили около 300 тысяч договоров. Более конкретные и точные показатели отчетности по итогам 2011 года будут готовы только 30 марта.

В 2012 году мы ожидаем дальнейший рост по всем показателям.

Вопрос: Какова доходность пенсионных накоплений за 2011 год?

Ответ: Мы ожидаем, что у нас будет небольшой плюс. Это примерно соответствует общей картине рынка: большинству игроков удастся показать положительную доходность. Доходность НПФ "Норильский Никель" за 2009 год составила 9,33%, за 2010 год – 12,94%, а за кризисный 2008 год – 0%.

Наши ожидания связаны еще и с тем, что по сравнению с 2008 годом пенсионный портфель стал более консервативным. Как правило, мы не выходим за пределы 20% акций, но самое главное – мы стали более придирчивы в выборе бумаг. Конечно, мы не диктуем свою волю управляющим, но согласовываем с ними нашу стратегию инвестирования. Мы отдаем предпочтение бумагам эмитентов, имеющих высокие рейтинги надежности от международных рейтинговых агентств, входящим в котировальные списки высшего уровня российских бирж, обладающих высокой ликвидностью. Это, в частности, облигации РЖД, Газпромбанка, Россельхозбанка, а также ОФЗ.

В части акций предпочтение также отдается бумагам надежных эмитентов, отвечающих требованиям для инвестирования пенсионных денег. В портфеле фонда есть акции Сбербанка, Лукойла, Газпрома, Роснефти, ГМК "Норильский Никель". Доля бумаг каждого эмитента полностью соответствует требованиям российского законодательства.

Вопрос: Какие задачи НПФ определил в качестве приоритетных на этот год? Планируются ли крупные кадровые перестановки?

Ответ: Мы ориентируемся только на собственную сеть продаж, которую намерены существенно оптимизировать. В целом формирование команды фактически завершено.

Фонд не будет гнаться за огромным приростом портфеля. Мы держимся в тренде, и хотя несколько снизили темпы привлечения, но будем оставаться в числе лидеров.

Основным каналом продаж по-прежнему останутся региональные отделения, существующая сеть которых позволяет обслуживать масштаб бизнеса. Кроме этого, мы планируем развивать партнерские программы, в первую очередь, с банками. Также есть соглашение с сетью салонов сотовой связи "Евросеть". Подобное сотрудничество подразумевает оформление договоров об ОПС в розничной сети офисов продаж партнеров. Фонд предварительно обучает сотрудников партнера, что позволяет им грамотно и профессионально предоставить заинтересованным клиентам информацию о российской системе обязательного пенсионного страхования и возможности участия в пенсионной реформе и государственной программе софинансирования, оформив договор об ОПС с НПФ "Норильский Никель" и заполнив на месте пакет необходимых документов.

Вопрос: Как была решена проблема с недобросовестными агентами, которые переводили застрахованных лиц в НПФ без их ведома?

Ответ: Как выяснилось в ходе служебного расследования, все сомнительные договоры были заключены представителями брокерских компаний, сотрудничавших с фондом. Недобросовестные агенты были установлены, после чего мы разорвали с ними договорные отношения и провели тщательную проверку всех договоров, заключенных ими с начала года. При возникновении обоснованных подозрений и неподтверждении застрахованными лицами факта заключения договора, мы принимали меры по восстановлению их права на выбор пенсионного фонда.

В настоящее время материалы в отношении лиц, нанесших своими действиями материальный и репутационный ущерб фонду, переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

В самом НПФ произошли кадровые изменения с целью укрепления команды, были привлечены профессионалы из пенсионной индустрии и смежных областей. В итоге у нас сменилось порядка 60-65% персонала в головном офисе, а также был заменен ряд руководителей региональных подразделений. Созданы новые подразделения, не имеющие прямого отношения к привлечению и обслуживанию клиентов. Усилена служба безопасности, клиентская служба, колл-центр.

Теперь "провести" фальсифицированный договор стало практически невозможно. Мы существенно изменили систему внутреннего контроля. Кроме того, выстроена целая система проверки поступающих договоров. В первую очередь, это, конечно, колл-центр. В задачу его сотрудников входит дозвон до клиента. Если они не могут по каким-то причинам это сделать, то такой договор не принимается, а передается на доработку в региональный отдел. Если мы понимаем, что человек на том конце провода затрудняется рассказать, где он живет, или на один номер отвечают десять разных клиентов, то такие подозрительные договоры не принимаются и передаются на доработку в службу безопасности. Как правило, на стадии обзвона отсеивается порядка 6% договоров. Только после того, как договор проходит все стадии проверки, мы трансферим его в ПФР.

Вопрос: Работой каких управляющих компаний вы довольны? Есть ли планы по расторжению договоров по управлению пенснакоплениями с УК? С какими УК ведете переговоры о заключении новых договоров по управлению пенснакоплениями?

Ответ: В настоящий момент НПФ "Норильский никель" работает с 11 ведущими российскими управляющими компаниями. Это позволяет минимизировать возможные риски и увеличивать доходность благодаря более широкому набору инструментов инвестирования. Мы считаем, что на данный момент наши партнеры выполняют поставленные нами задачи, поэтому расторгать договоры либо привлекать другие управляющие компании в ближайшее время мы не планируем.

Вопрос: Планируете ли расширять список инструментов для вложения пенснакопленийи и есть ли в этом потребность?

Ответ: В текущей экономической ситуации обеспечить сверхвысокую доходность могут только очень рискованные инвестиции, которых мы стараемся избегать. Необходимо понимать, что пенсионные деньги – "длинные", и их сохранность надо рассматривать на длительном промежутке времени. Для нас самое главное – это стабильность и максимальная сохранность пенсионных накоплений.

В ближайшее время расширять перечень инструментов для инвестирования мы не планируем, так как не видим в этом необходимости.

Вопрос: Как Вы оцениваете схему разнесения убытков по счетам клиентов по итогам года и принятие выплатного закона? Со всем ли вы согласны? Какие ещё нормативные документы, на ваш взгляд, должны быть приняты для развития пенсионной системы в РФ?

Ответ: Внесенные в 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" изменения наконец-то определили понятие сохранности пенсионных накоплений - сумма средств пенсионных накоплений на пенсионном счете застрахованного лица на дату назначения пенсии не должна быть меньше суммы страховых взносов. Мы считаем, что такой подход учитывает особенности пенсионных "длинных" денег. Оценка эффективности работы НПФ должна производиться на длительном периоде инвестирования, а не отдельных его участках, и вполне логично, что требование сохранности также применяется ко всему периоду инвестирования в целом.

Мы очень рады, что этот закон, наконец, принят, потому что ситуация правового вакуума не шла на пользу ни нашим клиентам, ни самим фондам. Вместе с тем, отсутствие в законе возможности срочных выплат (фактическое отсутствие, т.к. де-юре они разрешены, но только очень ограниченной категории граждан) является одним из существенных недостатков этого закона. Дать людям возможность выбирать срочную выплату вместо пожизненной и одновременно "включить" механизм наследования было бы абсолютно логичным шагом с точки зрения идеологии пенсионной реформы в целом.

Вместе с тем, закон установил лишь основные принципы работы, при этом порядок осуществления единовременных выплат, как и некоторые другие технические детали, согласно этому закону, должны определяться отдельным постановлением правительства. Мы очень надеемся, что ответственные ведомства подготовят все необходимые нормативные акты до вступления в силу закона.

Что касается проекта приказа ФСФР о разнесении убытков по счетам клиентов по итогам года, то, например, по итогам 2008 года, когда мы потеряли примерно 20% от резервов, наш НПФ не стал разносить убытки по счетам клиентов, оставив весь убыток на балансе фонда. В 2009 и 2010 годах мы начали отыгрывать свои потери, компенсируя убытки 2008 года из доходов будущих периодов.

Хотелось бы отдельно отметить, что мы имеем большие претензии к прежнему руководству фонда и лично к господину Прохорову, который, позиционируя себя в качестве "эффективного менеджера", будучи генеральным директором ГМК "Норильский никель", назначал совет фонда, фактически контролируя его деятельность. По итогам 2008 года бывшее руководство фонда оставило нам "в наследство" зафиксированный на балансе колоссальный убыток в размере 2,1 миллиарда рублей (в том числе, 1,7 млрд рублей по пенсионным резервам, финансируемым ГМК и его работниками, и 400 миллионов рублей по пенсионным накоплениям) и примерно на сумму в 1 миллиард рублей бумаг, убыток по которым еще не наступил вследствие продолжающихся на тот момент судебных исков и разбирательств с эмитентами. Таким образом, по результатам управления фондом командой Прохорова на лицо была ситуация, когда общий объем убытков находился на уровне 3,1 миллиарда рублей.

"Эффективность управления" заключалась в том, что около 95% активов фонда размещалось через единственную управляющую компанию – УК Росбанка, принадлежавшую группе "ОНЭКСИМ", т.е. Прохорову. В качестве примера УК Росбанка приобрела ценные бумаги, оценочная стоимость которых была в разы ниже цены покупки. Впоследствии, в начале 2009 года, господин Прохоров продал УК Росбанка, на наш взгляд, чтобы снять с себя претензии и финансовую ответственность по возмещению возникших убытков.

В настоящее время НПФ "Норильский никель" готовит соответствующее заявление в правоохранительные органы, а также открытое письмо господину Прохорову, т.к. убытки являлись, в первую очередь, деньгами, накопленными для выплат пенсии сотрудникам ГМК.
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.