Статьи

Длинные деньги для среднего бизнеса

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Есть такой анекдот: «Бизнес в России - это, как стоматология, медленно и больно». А если это средний бизнес, то нестерпимо медленно и мучительно больно
 
О поддержке малого предпринимательства правительство говорит регулярно и даже реализует определенные программы в этой сфере. Крупные компании - банки, промышленные предприятия - тоже могут рассчитывать на помощь государства в трудную минуту. А вот судьба среднего бизнеса, как правило, никого не интересует. При этом средний бизнес, как и средний класс, - основа развития современного общества.
 
В России оборот средних организаций в 2010 году составил 3522,1 млрд. руб.[1] Это почти 8% от ВВП. Однако судьбу средних предприятий радостной не назовешь. Сейчас практически отсутствуют реальные условия для их роста и развития. Собственного капитала в необходимых объемах у них нет, кроме того, есть большие сложности с привлечением заемного. Еще одной проблемой является отсутствие успешного опыта увеличения рыночной капитализации, недостаток компетенций.
 
Выходом из этой ситуации могло бы стать привлечение зарубежного капитала. С одной стороны, иностранцы привели бы свои команды управляющих (экспертизу), с другой стороны - инвестиции.
 
Но есть одна проблема. Она состоит в непонятной для капитала стратегии выхода. Иностранцы готовы вкладываться только при условии, что через несколько лет смогут забрать свою прибыль и выйти из игры. А сделать это можно, только если компания выйдет на IPO и продаст свои акции. Но пока решаются на это немногие. Общий объем проведенных в 2010 г. первичных публичных размещений в РФ составил около 2,9 млрд. долларов. IPO в прошлом году провели всего лишь восемь эмитентов[2]. Подавляющее большинство (7 предприятий) являются представителями крупного бизнеса.
 
Одна из основных причин, почему компании не торопятся выходить на IPO, - это то, что они не видят потенциальных покупателей для своих акций. Эти ценные бумаги могут заинтересовать только долгосрочных внутренних инвесторов. Лучше всего с этой ролью справились бы негосударственные пенсионные фонды. Однако, к сожалению, существующая законодательная база не позволяет фондам этого сделать. Принцип безубыточности по итогам года и ограниченный инвестпортфель заставляют НПФ выстраивать свою стратегию только в краткосрочной перспективе. Фонды не могут стать стабилизаторами финансового рынка, покупая дешевеющие активы в период турбулентности. Поэтому их потенциал в деле модернизации страны остается нереализованным.
 
Также НПФ, согласно сегодняшнему законодательству, не могут инвестировать в предприятия среднего размера, хотя такое желание у них есть. Если бы им разрешили это делать, положительный эффект ощутили бы и негосударственные пенсионные фонды, и компании, получившие деньги.
 
Впрочем, НПФ уже сейчас в меру своих сил и возможностей помогают среднему бизнесу. Во-первых, развитие рынка негосударственных пенсионных фондов породило создание целого ряда средних предприятий. НПФ вместе со страховыми компаниями создали рынок профессиональных финансовых консультантов, который уже давно существует на Западе. В России этот рынок только начинает развиваться, есть некоторые проблемы, которые нужно решить. Но все трудности преодолимы, это только вопрос времени. Данный сектор, в отличие, например, от банковского, не виден, но именно благодаря ему повышается финансовая грамотность населения, поскольку обязательное страхование - самый массовый на сегодня финансовый продукт.
 
Также за счет НПФ создается большое количество транспортных компаний и почтовых служб, которые занимаются доставкой договоров. Размер таких фирм постоянно увеличивается, поскольку регулярно растет количество клиентов и оборот. Так в среднем только один НПФ в месяц тратит на почтовые услуги порядка 1 млн. рублей.
 
Помимо этого, НПФ оказывают помощь среднему бизнесу в сфере финансового планирования за счет участия в корпоративных пенсионных программах. Например, со взносов компаний на НПО могут не уплачиваться страховые взносы, суммы будут относиться на расходы по оплате труда, снижая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Также корпоративные пенсионные программы позволяют среднему бизнесу привлекать высококвалифицированные дорогостоящие кадры. Не секрет, что сейчас на рынке труда наблюдается недостаток качественных специалистов, что приводит к росту конкуренции среди работодателей, в том числе среди компаний среднего и крупного бизнеса. Гонка зарплат заводит в тупик, так как в большинстве своем работники воспринимают достойную оплату труда как должное и всегда остаются недовольными уровнем материальной компенсации. А социальные пакеты до сих пор воспринимаются как особая забота работодателя, создающая дополнительный комфорт.
 
Рынок негосударственных пенсионных фондов необходимо развивать, а накопительный элемент пенсионной системы - укреплять. НПФ не только создают «длинные» деньги и выполняют важнейшую функцию долгосрочного внутреннего инвестора, они еще помогают среднему бизнесу, который в сегодняшних условиях остался без поддержки.
 
[1] По данным Росстата
 
[2] Трансконтейнер, Протек, ЛСР, Мостотрест, Кузбасская топливная компания, Русское море, Фармсинтез, Русские Навигационные Технологии (по данным ММВБ)
 
Андрей Никитченко, президент НПФ «СтальФонд»

 

06.02.2012 РБК daily
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.