Статьи

Отделение пенсии от государства: всем сестрам по серьгам

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной инфраструктуре России в среднесрочной перспективе будет только возрастать, повышая страховую культуру и компаний, и трудового населения
 
В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40-50%. Остальное обеспечивается благодаря частным пенсионным системам. Развитие в России негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) должно решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего в данный момент около 25%. Условно говоря, пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, но отложенную на будущее. Проблема в том, что люди сейчас не представляют, какую пенсию они будут получать через 5-7 лет, не говоря уж о 15-20, причем размер будущей пенсии никак не связывается с трудовыми усилиями. Так что же делать? Время будет работать на вас, если вы приступите к созданию пенсионного капитала сейчас, а не через 10-15 лет. Современная пенсионная система позволяет участвовать в формировании своей грядущей (пусть и очень нескоро) пенсии. В первую очередь стоит правильно распорядиться накопительной частью трудовой пенсии. Затем принять участие в госпрограмме софинансирования пенсионных накоплений. А уж потом перейти к формированию индивидуального пенсионного плана (НПО).
 
Есть несколько вариантов управления накопительной частью трудовой пенсии. Можно оставить пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ под управлением государственной управляющей компании, выбрав инвестиционный портфель достаточно консервативного толка. Второй вариант - передать пенсионные накопления для инвестирования в частную управляющую компанию. Тут уровни доходности выше, чем в первом варианте, однако возрастают и риски. Небольшая управляющая компания не способна диверсифицировать риски именно в силу ограниченности объема аккумулированного капитала. Третий вариант - перевести пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который займется инвестированием этих денег и затем будет выплачивать накопительную часть трудовой пенсии. НПФ - это организация, которая управляет большим объемом привлеченных средств и благодаря этому может гарантировать неплохой прирост накоплений. Чтобы перевести накопительную часть пенсии в НПФ, необходимо заключить с фондом договор и оформить заявление о переводе пенсионных накоплений в НПФ.
 
Все вносимые средства специалисты фонда будут инвестировать в рыночные финансовые инструменты и начислять инвестиционный доход. По мнению начальника финансового управления НПФ «Телеком-Союз» Максима Максимова, большинство фондов сейчас придерживаются умеренно консервативной политики. «Основную часть инвестиционного портфеля фонда составляют облигации эмитентов и депозиты банков, имеющих кредитные рейтинги инвестиционной категории. Стремление защититься от резких колебаний фондового рынка вынуждает фонды перераспределять структуру портфеля в пользу инструментов с фиксированной доходностью, таких как краткосрочные облигации и депозиты. В то же время наличие сравнительно небольшой (5-10%) доли в инструментах с рыночной доходностью, например в акциях, при благоприятной конъюнктуре рынка может позволить фонду получить дополнительный доход».

Корпоративный сегмент
 
НПФ аккумулирует пенсионные взносы, формируя большой объем денежных средств, которые затем инвестируются в проекты. Инвестиционная прибыль добавляется к начисляемой людям пенсии. Разумеется, такой фонд действует в рамках законодательства и инвестирует пенсионные накопления в различные инструменты финансового рынка с высокой степенью надежности (ценные бумаги, банковские депозиты и т. д.). В отличие от других стран, в РФ деятельность и процессы инвестирования НПФ жестко регламентируются и контролируются, что, с одной стороны, создает определенные сложности в работе фонда и управлении активами, но, с другой стороны, достаточно эффективно защищает интересы вкладчиков. Есть еще один крайне важный сегмент рынка пенсионных программ - корпоративный. С каждым годом все больше компаний проявляют интерес к таким программам. Это обусловлено как расширением спектра услуг на рынке НПО и совершенствованием структуры компенсационного пакета для сотрудников, так и усилением конкуренции на рынке труда.
 
Крайне важно то, что в случае применения системы НПО выгоду извлекают не только работники, но и само предприятие. Увеличивая индивидуальную пенсию за счет привлечения целевых средств, предприятие не только повышает статус социальной защищенности работников, усиливая тем самым их лояльность работодателю, но и уменьшает объем уплачиваемых в бюджет налогов, так как получает налоговые льготы.
 
Страховая культура
 
В России негосударственное пенсионное обеспечение по состоянию на 1 июня 2011 года осуществляет 151 негосударственный пенсионный фонд с лицензией без ограничения срока действия. Эти фонды располагают имуществом на сумму, превышающую 1031,7 млрд руб., пенсионными накоплениями в размере 263,7 млрд руб. и пенсионными резервами 657,2 млрд руб. Совокупный объем имущества НПФ составляет 7,1% российского ВВП. Численность участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению превысила 6 млн человек, из них около одного миллиона человек уже получают негосударственные пенсии. Пока нам еще очень далеко до развитых стран по уровню негосударственного пенсионного обеспечения населения.
 
В первую очередь недостаточное развитие НПО в нашей стране определяется отсутствием в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении старости.
 
Однако для этого есть и более материальные причины. Одна из них - избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения. Например, пенсионные взносы могут быть включены юридическим лицом - вкладчиком в состав расходов на оплату труда, но лишь в определенных пределах (до 12%). Пенсионные взносы, превышающие 12% суммы расходов на оплату труда, в состав расходов не включаются и, соответственно, платятся из прибыли организации после обложения налогом на прибыль. Наконец, нельзя не упомянуть и отмену с I января 2005 года финансирования накопительной части трудовой пенсии для лиц средней возрастной категории (мужчины с 1953-го по 1966-й и женщины с 1957 по 1966 год рождения). Вместе с тем у граждан, лишенных права формировать пенсионные накопления, повысился интерес к негосударственному пенсионному обеспечению. Вообще же именно реализация фондами обязательного пенсионного страхования привлекла внимание множества работодателей и к другому виду пенсионных услуг, оказываемых НПФ, что можно считать исключительно полезным для развития негосударственной пенсионной сферы в условиях чрезвычайно низкой информированности общества в этих вопросах.
 
Социальная ответственность
 
Сейчас система НПФ претерпевает структурные преобразования. Помимо совершенно нормального очищения рынка от фондов, не способных по тем или иным причинам к реальной деятельности, имеется также тенденция к укрупнению фондов и их объединению. Причем в среде специалистов НПФ сложилось мнение о необходимости законодательного увеличения размеров средств, которые должны вноситься учредителями НПФ при их создании, для повышения надежности фондов.
 
Создание и участие в финансировании негосударственного пенсионного фонда (НПФ) позволяет организации сократить текучесть квалифицированных кадров и уменьшить расходы на их подготовку или, наоборот, способствовать омоложению коллектива. Есть еще один, может быть самый привлекательный сегодня для работодателя, момент - возможность собственного инвестиционного кредитования из резерва средств, накопленных в негосударственном пенсионном фонде через различные схемы реинвестирования.
 
Главное для всех нас - то, что негосударственные пенсионные фонды оказались наиболее устойчивыми институтами финансового рынка перед лицом кризиса. От необходимости фиксировать убытки в период кризиса такие фонды защищены долгосрочным характером обязательств, а также гарантированной господдержкой отрасли как социально значимой.
 
Исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда «Райффайзен» Елена Горшкова о выгодности внедрения корпоративных пенсионных программ
 
Во внедрении корпоративных пенсионных программ (КПП) заинтересованы не только сотрудники, но и собственники и руководство компании, так как они получают ряд выгод:
 
- укрепляют бренд работодателя на рынке труда (элемент employer branding), способствуя привлечению талантливых кандидатов с рынка и созданию образа желанного работодателя (employer of choice);
 
- получают мощный мотивационный инструмент;
 
- получают налоговые льготы (так, отчисления на КПП в размере до 12% ФОТ могут относиться на себестоимость).
 
Основные параметры КПП.
 
1. Вид пенсионного плана.
Два основных варианта - пенсионный план с установленными выплатами (Defined Benefit, DB) и с установленными взносами (Defined Contribution, DC). В первом случае работодатель (при посредстве пенсионного фонда) принимает на себя обязательство по достижении работником пенсионного возраста делать выплаты установленного размера. Во втором устанавливается размер регулярных взносов работодателя в пользу работника. Сейчас среди российских компаний соотношение DB и DC - 10 к 90%.
 
2. Источник (и) финансирования. Возможные варианты - финансирование за счет работодателя и совместное финансирование. Совместное финансирование наиболее подходит для того, чтобы пенсионная программа стала именно мотивационным инструментом. Оно наиболее популярно на рынке (65% всех компаний). В среднем компания выплачивает 1,92 руб. на рубль, внесенный сотрудником.
 
3. Схема учета. Возможно использование именных счетов, когда пенсионные взносы работодателя в пользу конкретных сотрудников учитываются на отдельных пенсионных счетах, открытых в их пользу. При наступлении у участника пенсионных оснований сумма переводится на именной пенсионный счет участника.
В пенсионной программе на основе солидарного счета работодатель перечисляет пенсионные взносы в пользу ее участников, которые учитываются на солидарном счете компании. При наступлении у участника пенсионных оснований работодатель определяет пенсионную сумму участника, которая переводится на его пенсионный счет.
 
4. Входные требования. Пенсионный план может распространяться как на всех сотрудников без исключения, так и с ограничениями
- по должности;
- по оценке эффективности работы (лучшие 10% - 30% - 50%);
- по стажу работы в компании.
 
5. Срок до перехода прав требования (т. н. вестинга). Компания может передать сотруднику право распоряжаться сделанными в его пользу отчислениями. Как правило, сейчас в архитектуру КПП закладывается вестинг через 3-5 лет. Очевидным образом это побуждает сотрудника хранить верность компании как минимум в течение указанного срока.
 
Заместитель исполнительного директора, начальник управления разработки и продаж пенсионных продуктов НПФ «Телеком-Союз» Марина Каширина о программах пенсии
 
В настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации все большее развитие получают программы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Участниками программ НПО, по последним данным, являются свыше 6,5 млн человек, что составляет 9,6% экономически активного населения страны. Формирование будущей пенсии в таких программах может осуществляться за счет средств самого будущего пенсионера, но чаще всего именно работодатели включают в социальный пакет возможность участия работника в программе НПО, финансируемой за счет средств предприятия, - так называемой корпоративной пенсионной программе.
 
Разработка и внедрение на предприятии корпоративной пенсионной программы позволяет работодателю одновременно решать широкий круг социальных, экономических и кадровых вопросов. При безусловном повышении уровня социальной защищенности работников после завершения ими трудовой деятельности предприятие формирует имидж социально ответственного работодателя, что позволяет привлекать и мотивировать к долгосрочному сотрудничеству квалифицированные кадры, а также в случае необходимости производить ротацию персонала за счет своевременного выхода на заслуженный отдых работников старших возрастных групп. В действующем налоговом законодательстве предусмотрен ряд мер, стимулирующих создание программ НПО на предприятиях. Расходы на финансирование будущей пенсии работников, не превышающие 12% фонда оплаты труда, при соблюдении предприятием ряда условий приравниваются к расходам на оплату труда, тем самым уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль, но, в отличие от выплачиваемой работникам заработной платы, не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды.
 
Корпоративная пенсионная программа может полностью финансироваться только за счет средств предприятия, а может предусматривать привлечение личных средств работника для формирования будущей пенсии как обязательное условие участия в пенсионной программе. При этом условия участия в программе НПО работников разных профессиональных и возрастных групп могут различаться. Исходя из конкретных потребностей предприятия и его финансовых возможностей определяются основные параметры пенсионной программы, и специалистами НПФ производятся необходимые предварительные расчеты. Практика показывает, что для реализации полноценной корпоративной пенсионной программы достаточно 4-6% фонда оплаты труда на этапе запуска программы с последующим снижением расходов.
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.