Статьи

До 18% российских компаний уже ввели корпоративные пенсии

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Что происходит с корпоративными пенсионными планами на российском рынке труда? “Точной статистики нет; по различным исследованиям (опирающимся исключительно на опросы), от 13% (Kelly Services ) до 18% (Ernst&Young) работающих на российском рынке компаний уже ввели в состав предоставляемого сотрудникам соцпакета корпоративные пенсии”,- сообщает порталу SBEREX.RU Даниил Хавронюк, Начальник отдела коммуникационной поддержки бизнеса НПФ «Райффайзен»
 
Пусть медленно, но верно корпоративные пенсии всё же торят свой путь в соцпакет. Вспомним – ещё десяток лет тому само слово «соцпакет» произносилось с придыханием, а «белая» зарплата и устройство по трудовому кодексу были главной приманкой для соискателя.
 
Если посмотреть на диаграмму, можно подумать, что компании перво-наперво стимулируют сотрудников больше говорить, потом учат, что именно говорить, потом компенсируют вред здоровью, нанесённый первыми двумя видами деятельности – а уже немногим выжившим предлагают корпоративную пенсию.

Между тем сегодня хотелось бы поговорить о меньшинствах – о тех компаниях, которые уже внедрили у себя корпоративные пенсионные программы (КПП). Парадоксально, но многие, заведя это, в общем, недешёвое удовольствие, практически им не пользуются – зрелище столь же печальное, как «Феррари», пылящийся в гараже; как ненадёванное «маленькое чёрное платье» от Chanel; как томящаяся в гареме султана наложница, так и не дождавшаяся шагов господина у дверей своей спальни...
 
Не пользуются ни сотрудники, ни работодатель. А при чём здесь работодатель, спросите вы меня? Ведь он, благодетель, со всех сторон в накладе, знай только деньги перечисляет? Вовсе нет. КПП – не благотворительность, это взаимовыгодная двусторонняя сделка, в результате которой каждый получает своё. Сотруднику даётся возможность формировать негосударственную пенсию и получать для этого дополнительные отчисления от компании, а компания получает мощный мотивационный и коммуникационный инструмент.
Те, кто даёт ему простаивать, как будто претворяют в жизнь популяризированную Виктором Пелевиным фразу The medium is the message (в вольной интерпретации – «Средство передачи сообщения уже является сообщением») и считают, что уже самого факта наличия КПП достаточно.
 
Какие же смыслы безмолвно и величаво несёт сам факт внедрения корпоративной пенсионной программы? О чём красноречиво молчит компания-работодатель?
 
- мы здесь всерьёз и надолго. Если рассматривать КПП как инвестицию в человеческий капитал, то сроки возврата у неё достаточно протяжённые. Вспомним: архитектурой большинства КПП предусмотрен период ожидания в три-пять лет, лишь по истечении которого к работнику переходит право распоряжаться сделанными в его пользу взносами. Компания говорит: дружище, через пять лет мы будем всё так же успешно работать на российском рынке, мы не закроем производство и представительство, а гендиректор не убежит с подружкой и всеми деньгами в Панаму; надеемся, и ты будешь работать с нами, и мы разделим трудности и успех.
 
- мы действительно заботимся о своих сотрудниках. Казалось бы, чего проще – раздать эти деньги в виде премий, снискать популярность здесь и сейчас. Но премии эти быстро потратят и забудут, да и половина премированных через пару лет будет возделывать иные пашни, жать другие нивы. Но мы возимся с пенсионной программой, несмотря на ваше ворчание, мы помогаем вам делать сбережения на будущее, убеждая и мягко подталкивая к этой, может быть, не самой приятной необходимости.
 
- мы ценим своих сотрудников и хотим, чтобы им было хорошо – даже годы спустя, даже не с нами. Как в толстовской притче про старика, сажающего яблони – к чему сажать, спрашивают его, ведь сам ты их навряд ли попробуешь? Внуки попробуют, говорит он. В этом есть что-то величественное – пройдут годы, но, как свет далёкой звезды, пенсионные отчисления прошлых работодателей будут согревать ваш пенсионный счёт.
Жених согласен, родственники тоже, а вот невеста …
Парадоксально, но факт: корпоративные пенсионные программы, даже полностью финансируемые работодателем, участие в которых требует лишь волеизъявления сотрудника – не говоря уже о тех, которые предполагают паритетное финансирование (рубль на рубль, когда компания вносит на пенсионный счёт сумму, эквивалентную взносу сотрудника), – не воспринимаются сотрудниками как безоговорочное и бесспорное благо. Требуются усилия, чтобы их облагодетельствовать!
 
Информация.
 
Прежде всего – как бы дико это ни звучало - необходимо убедиться, что сотрудники действительно знают, что в компании внедрён и действует корпоративный пенсионный план. Распечатать приказ директора о внедрении КПП и повесить его на доску объявлений – недостаточно. Помогут
 
1) рассылка по электронной почте. Неоднократная (вы удивитесь, узнав, какая часть сотрудников отправит первое – второе – да и третье письмо в корзину, даже не прочитав). С подробным рассказом о нововведённом чуде и пошаговой инструкцией, которые не оставляют никаких возможностей для неправильного истолкования.
 
2) размещение новости на корпоративном Интранет-портале (внутреннем сайте). Оттуда её удалить нельзя, в отличие от личной почты;)
 
3) размещение там же всех материалов (форм заявлений, положений, приказов и т.п.). Порядка 80% из тех, кто удалил информационное письмо, не прочитав его, потом захотят прочитать его, и будут пытаться найти его у коллег. Очень удобно, если оно будет их поджидать их там, как ни в чём ни бывало.
 
Агитация: рациональные доводы.
 
Когда даже электрочайник на корпоративной кухне вещает про корпоративную пенсию и уборщица баба Маня знает, что такое вестинг, казалось бы, дело сделано. Как бы не так – даже полностью проинформированный сотрудник, как всякий наш с вами согражданин, с опаской относится ко всем этим барским забавам / затеям больших начальников. Мало рассказать – его ещё надо уговорить. Да-да, уговорить получить ещё денег! Продолжаем партию рациональными доводами – здесь не обойтись без содействия пенсионного фонда, администрирующего КПП – рассказываем о доходности, надёжности, сохранности средств, возможности полностью распоряжаться накопленными средствами по наступлении вестинга, налоговых льготах и т.п.
Агитация: эмоциональные доводы.
 
Лозунг «Голосуй сердцем» не зря родился в 1996 году в нашей стране и для наших людей, именно этим местом принимается увесистая толика потребительских – и не только – решений. Когда информация распространена, а логические доводы исчерпали себя и сникли, на сцену выходят эмоциональные посылы. Чтобы «Удар – и катарсис!». Иногда совсем, казалось бы, неожиданные и отвлечённые темы могут привлечь внимание, заставить задуматься и пересмотреть своё отношение к пенсии, пенсионным накоплениям. 
Кульминация
 
Когда наиболее передовая – и наиболее рисковая – часть коллектива решит попробовать и вступит-таки в КПП, будет набрана критическая масса, и за ними потянутся остальные. Что изменит корпоративная пенсия? Даст ещё один повод остаться на этом месте работы – чтобы дождаться возможности вступить в КПП, дождаться получения права распоряжаться отчислениями работодателя; даст почувствовать больше уверенности в стабильности и надёжности компании; улучшит эмоциональный климат, повысит лояльность сотрудников, будет способствовать более доверительным отношениям между руководством и коллективом.Корпоративная пенсионная программа – гораздо более эффективный и долгоиграющий способ потратить деньги на мотивацию сотрудников, чем корпоратив с реками шампанского или ковровые бонусометания, пусть и не такой эффектный. Ведь пенсия ближе, чем ты думаешь.
15.06.2012 Сберекс
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.