Статьи

Пенсионная система должна заботиться о тех, кто работает на государство, остальные должны думать о пенсии сами

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Современная российская пенсионная система как экономическая модель, к сожалению, не работает. Одной ногой она прочно увязла в советской эпохе, а другой безуспешно пытается найти путь в современные капиталистические реалии. В этом и заключается основная проблема. При этом нашу устаревшую систему всячески пытаются залатать. Но, как известно, улучшить неэффективную модель всегда сложнее. Посмотрим фактам в лицо: по своей сути пенсионная система РФ ошибочна, ее необходимо кардинально менять.
 
Следует признать: с учетом современной экономической и демографической ситуации наше государство не может, да и не обязано в равной мере заботиться обо всех своих гражданах независимо от их социального положения и статуса. Пенсионная система должна быть направлена на так называемые социально необеспеченные слои населения. Она должна заботиться о тех, кто работает на государство (учителя, врачи, административные сотрудники и др.). По личным, психологическим, патриотическим или иным мотивам эти люди сознательно соглашаются на значительно более низкий доход, чтобы по достижении пенсионного возраста гарантированно получать от государства пособие, которое позволит им достойно встретить и прожить старость.
 
Социально же активным слоям населения — тем, кто занят в коммерческих структурах, индивидуальным предпринимателям и прочим — имеет смысл самостоятельно позаботиться о своем будущем. И в этом процессе очень важна роль государства, которое должно объяснить представителям этих слоев необходимость самим обеспечить себе достойную старость, поощрять их инвестиции в частные пенсионные фонды. Выбор, разумеется, должен быть осознанным: человек может самостоятельно откладывать определенную часть своего заработка, инвестируя в негосударственные пенсионные фонды, может рассчитывать в дальнейшем на помощь детей или руководствоваться иными мотивами.
 
Каким же образом государство может стимулировать активные слои населения участвовать в частных самостоятельных пенсионных планах? Освободить от налогов ту сумму, которую каждый конкретный человек инвестирует в Пенсионный фонд, в российскую экономику, в фондовый или облигационный рынок. Что касается социально необеспеченных слоев, в данном случае забота государства состоит в том, чтобы сократить количество госслужащих. Комитеты, подкомитеты, комиссии, подкомиссии и прочее — административный аппарат непомерно раздут. В 1994-1995 гг. в России было около 1 млн госслужащих. Сейчас их около 3 млн! При этом население России сократилось — с примерно 150 млн человек в начале 1990-х гг. до 143 млн сегодня, и это с учетом естественной миграции рабочей силы. Оптимизировав государственный аппарат, мы естественным образом снизим нагрузку на Пенсионный фонд.
 
Чтобы оценить качественную составляющую, необходимо понимать, что текущие средства Пенсионного фонда, по большому счету, не управляются. Они инвестированы в краткосрочные финансовые инструменты (доходность зачастую даже значительно ниже инфляции) и не участвуют в поддержке экономического развития России. Современная финансовая система сталкивается с серьезными проблемами, и именно средства Пенсионного фонда могли бы послужить достаточно серьезным катализатором дальнейшего экономического развития страны.
Во-первых, необходимо сопоставить срок инвестиций со сроком ожидаемых выплат Пенсионного фонда. Сейчас действует так называемый принцип безубыточности. На конец каждого календарного года как Пенсионный фонд РФ, так и частные негосударственные фонды должны обеспечить безубыточность, «разнеся» результаты управления по счетам конкретных пенсионеров. Как показывает мировая практика, средства пенсионных накоплений инвестируются на горизонте 10, 15, 25 лет. В России же они вкладываются на очень короткий срок (на год), поэтому могут быть инвестированы только в определенный набор облигаций и, малой частью, в другие инструменты фондового рынка.
 
Необходимо также учитывать сложившийся вектор развития российской экономики — пенсионные средства должны инвестироваться в инфраструктурные, инновационные, высокотехнологичные проекты. Сейчас мы этого не наблюдаем. Сопоставив график потенциальных выплат из Пенсионного фонда с графиком возможных инвестиций и учитывая текущую демографическую ситуацию и пенсионный возраст в России, можно определить в процентах, сколько средств будет выплачено, скажем, лет через 20. Данные меры позволят повысить эффективность использования текущих средств Пенсионного фонда и приведут к росту доходности на вложенный капитал.
 
Благодаря изменению пропорциональной композиции выплат мы не только снизим дефицит бюджета Пенсионного фонда, сократив количество средств, выделяемых на госпенсионеров, но и повысим эффективность управления. И, что не менее важно, население поймет: государство всерьез озабочено проблемой старости и выхода людей на пенсию. Например, программой государственного софинансирования пенсий, которая была введена с 1 января 2009 г., воспользовалось менее 10% работающих граждан страны. Вывод: население не верит государству, не понимает его стратегии в сфере пенсионной реформы. Следовательно, необходим комплексный, понятный и прозрачный подход к выплате пенсий. Государство должно четко сформулировать свою позицию по этому вопросу и донести ее до населения.
 
Антон Рахманов, управляющий директор УК «Тройка диалог»
03.07.2012 Ведомости
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.