Статьи

Развитие ОПС без оглядки на реформу: дорогу осилит идущий

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники

Весь прошедший год не утихали споры и дискуссии, как в профессиональном сообществе, так и в правительственных кругах относительно будущего пенсионной системы. В определённый момент даже ставился в принципе вопрос о фактическом отказе от накопительной части трудовой пенсии путём сокращения до 2% обязательных взносов граждан в накопительный компонент трудовой пенсии. К счастью, благодаря взвешенной позиции руководства страны, любые фундаментальные решения по этой теме отложены ещё на один год. Граждане, родившиеся после 1966 года, ещё имеют возможность сделать свой выбор: остаться в системе ПФР и вносить в накопительную часть по 2% или же перевести свои накопления в негосударственный пенсионный фонд и, как и раньше, вносить 6% от своего заработка в накопительную часть. Не ясно до конца, будет ли вообще проведено изменение пенсионной системы в том виде, в котором сейчас её обсуждают в правительстве. Во всяком случае, общественная и ведомственная дискуссия в наступившем году будет с новой силой продолжена по всем вопросам развития пенсионной системы, поэтому никакие события и решения по этому вопросу ещё не предопределены.

Не будем вдаваться в подробности аппаратной борьбы вокруг реформы пенсионной системы и пытаться предугадать окончательное решение. Сейчас это равносильно гаданию на кофейной гуще, так как очень многое зависит в данной ситуации не только от объективных факторов, таких как дефицит пенсионного фонда или демографическая ситуация в стране в средне- и долгосрочной перспективе. Крайне существенным фактором при принятии решений по пенсионной реформе в 2013 году обещает быть развитие политической ситуации в стране и кадровые перестановки в правительстве, на что недвусмысленно намекают многие эксперты и обозреватели ведущих деловых изданий. Поэтому сейчас важно сконцентрироваться на более утилитарных проблемах пенсионной отрасли и индустрии негосударственного обеспечения, которые помогут отрасли выстоять при любых решениях о судьбе «6%».

Одной из главных и фундаментальных проблем отрасли негосударственных пенсионных фондов является их юридический статус. НПФ, по сути, является посредником между клиентом - будущим пенсионером, и управляющей компанией. Ко всему прочему, негосударственные пенсионные фонды не имеют возможности вести предпринимательскую деятельность в связи со спецификой своего статуса некоммерческой организации, и разделение привлечения и управления средствами клиента было закреплено на законодательном уровне с целью предотвращения каких-либо недобросовестных манипуляций со стороны фондов. Хотя данный подход привёл во время кризиса 2008 года к обратной ситуации, когда именно уход управляющих компаний от ответственности за убытки от инвестирования больнее всего ударил по системе негосударственного пенсионного обеспечения. Именно из-за этого сейчас, в силу отсутствия должной законодательной и правовой защиты, каждый конкретный НПФ вынужден своими силами формировать правила и нормы работы с управляющими компаниями, хотя на самом деле наилучшей правовой гарантией стало бы введение чётких правил и норм в законодательстве и инструкциях отраслевого регулятора в лице ФСФР.

Общемировая практика инвестирования пенсионных денег основана на единоличной ответственности пенсионного фонда за эффективность управления и сохранность пенсионных накоплений и резервов. В России же сейчас фонды вынуждены передавать средства управляющим компаниям, не обладая в полной мере возможностями по контролю над процессом инвестирования, а главное, не обладая достаточными правовыми инструментами и возможностями для привлечения управляющих компаний к ответственности за неэффективное или, того хуже, недобросовестное инвестирование пенсионных денег. К сожалению, на законодательном уровне до сих пор существенных изменений в этом направлении не проведено.

Другой немаловажной проблемой являются существенные ограничения процесса инвестирования пенсионных накоплений. Главными факторами, сдерживающими развитие рынка управления пенсионными накоплениями, являются требование показывать положительную доходность на временном отрезке в один год, а также крайне скудная номенклатура инструментов инвестирования, ограниченная акциями и облигациями класса А, а также банковскими депозитами. В такой ситуации говорить об эффективности управляющих, а главное - о принципе соревновательности на рынке управления пенсионными накоплениями не приходится. С одной стороны, среднегодовая доходность НПФ за 7 лет колеблется у показателя 8-12% годовых, а разница между самым высоким и самым низким показателем равна также 7-8%. Согласитесь, что нелогично ждать от долгосрочных инвестиций обязательной положительной доходности в конце отдельного календарного года. Можно проанализировать посткризисную ситуацию и убедиться, что требование о фактическом закрытии позиций было явно ошибочным. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию и оказать существенную поддержку НПФ, а также пополнить накопительные счета будущих пенсионеров, пенсионные накопления можно было инвестировать по более широкому перечню инструментов. Это даст больше возможностей для НПФ по увеличению доходности управления накоплениями через инвестирование их в высокодоходные и в то же время надёжные инструменты рынка прямых инвестиции и инвестиций в недвижимость.  

Ряд экспертов ждёт в этом году взрывного роста переходов граждан из системы ПФР в негосударственные пенсионные фонды, так как не всем по душе планы некоторых чиновников по изменению пропорций уплачиваемых страховых взносов в пользу «общего котла» солидарной части. Уже понятно, что эта кампания будет беспрецедентной, так как даже по итогам 2012 года свои пенсии в НПФ перевели 4,8 миллиона человек. Эксперты рынка оценивают приблизительное количество граждан, которые выберут в этом году для формирования своей накопительной части пенсии НПФ, в 8-10 миллионов человек. А последние инициативы ряда причастных к пенсионной реформе чиновников, предлагающих самые невероятные варианты т.н. «пенсионных формул», только ещё больше убеждают граждан направлять свою накопительную часть трудовой пенсии в управление негосударственным пенсионным фондам. На сегодняшний день свою пенсию в негосударственных пенсионных фондах формируют уже около 20 миллионов человек, а это уже говорит о зрелости рынка негосударственного пенсионного обеспечения и позитивных перспективах его развития. И сейчас, для закрепления сложившейся положительной динамики привлечения клиентов, всей отрасли необходимо как можно быстрее и эффективнее устранять препятствия на пути развития негосударственного пенсионного обеспечения. Одним из главных препятствий на пути продвижения программ обязательного пенсионного страхования в НПФ является ситуация с перманентной «текучкой» клиентов, ежегодно переходящих из фонда в фонд. В основном данные переходы свойственны гражданам, ставшим клиентами НПФ при содействии агентов. По существующему законодательству граждане могут ежегодно менять фонд по своему усмотрению, чем и пользуются многие агенты, ведь они получают комиссию от НПФ в любом случае. Из-за этого фонды не могут с уверенностью планировать рентабельность использования агентской сети. В случае, если увеличить период возможной смены фонда с 1 до 3-5 лет, или привязать возможность перехода к конкретным причинам (например, низкая доходность, понижение рейтинга надёжности или просто нарушение фондом своих обязательств), то тогда работа фондов со своими агентами станет более предсказуемой, эффективной и выгодной как для фондов, так и для клиентов. Не останутся внакладе и агенты, ведь если «правила игры» станут понятными и предсказуемыми, фонды смогут увеличить размер агентской комиссии. Решение этой проблемы и даже конкретные проекты изменений уже есть у профессионального сообщества, находящегося в тесном контакте с регулятором. Сектор негосударственных пенсионных фондов как источник столь необходимых «длинных денег» крайне важен для экономики. Поэтому будем надеяться, что 2013 год принесёт отрасли перемены к лучшему, не взирая ни на какие пессимистические прогнозы.

Феликс Блинов, управляющий директор ЗАО «УК РВМ Капитал»

 

 

15.03.2013 pensiamarket.ru
Комментарии к новости:
26.04.2013 15:21:58
Пока нельзя увеличивать период возможной смены фонда с 1 до 3-5 лет. Ряд НПФ привлекли клиентов с использованием нехороших манипуляций, искажением фактов и тд. Когда граждание начинают понимать, что ими фактически коварно манипулировали, то конечно, они стремятся поменять этот фонд. Это естественно для любого нормального человека.
С повышением финансовой и пенсионной грамотности граждан, возможность на смену НПФ необходимо увеличивать постепенно до 3-5 лет. НО пока рано.
Причина- в политике по привлечению клиентов ряда НПФ. Надо оставить гражданам право как можно быстрее перейти из их этих НПФ в другие.
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.