Статьи

Пенсионный стоп-лист

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники
Почему у граждан не переводятся накопления
 
По итогам переходной кампании прошлого года негосударственные пенсионные фонды (НПФ) потеряли около 5 млрд руб., уплаченных агентам. С их участием было заключено более 2 млн договоров на перевод накоплений, которые были позднее признаны недействительными. Впрочем, в Пенсионном фонде России (ПФР) уверены, что по крайней мере часть заявлений была забракована по вине самих НПФ.
 
"Ъ" уточнил в ПФР причины отказов в переводе пенсионных накоплений граждан в прошлом году. Как писал "Ъ" 20 марта, переходная кампания 2012 года поставила два антирекорда — почти 30% заявлений о переводе накоплений остались неудовлетворенными, в абсолютных цифрах это 2,5 млн заявлений. По данным ПФР, большая часть отказов — 58,2% — обусловлена неправильным указанием предыдущего страховщика по обязательному пенсионному страхованию. "К сожалению, многие граждане не помнят или не знают, где находятся их накопления",— комментирует ситуацию вице-президент НПФ электроэнергетики Сергей Околеснов. Сейчас есть два вида заявлений — от клиента ПФР и от клиента НПФ. "Введение ПФР единой формы заявлений могло бы упростить ситуацию, тем более что ПФР всегда знает, у какого страховщика находятся накопления гражданина",— уверен господин Околеснов. "Человек должен твердо знать, откуда и куда он переводит свои пенсионные накопления",— парирует представитель ПФР Марита Нагога. "Думаю, в большей степени отказы связаны с некачественной работой агентов",— полагает исполнительный директор НПФ "Национальный" Светлана Касина. 
 
Агентов участники рынка склонны винить и в большей части отказов, мотивированных тем, что один гражданин подавал несколько заявлений в разные НПФ в течение года (17% от общего числа отрицательных решений). "Недобросовестный агент может заключить с одним клиентом два договора в два разных НПФ, получая, таким образом, две комиссии",— приводит пример господин Околеснов. Впрочем, какая-то часть заявлений, забракованных ПФР по этой причине, очевидно, обусловлена тем, что гражданин передумал: осознанно выбрал другого страховщика и написал еще одно заявление либо агент сманил его в другой НПФ. 
 
А вот представить себе гражданина, который менял бы пенсионный фонд дважды в день, довольно сложно. Между тем 30 тыс. граждан получили отказ на перевод накоплений именно по этой причине (1,2% отказов). В этом случае представители НПФ категорично указывают на агентов. "Некоторые агенты работают на два фонда и подсовывают документы на перевод накоплений сразу в два этих фонда, а человек не очень внимательно смотрит, что подписывает",— говорит госпожа Касина. 
 
Есть и заявления, забракованные, очевидно, по вине НПФ. Так, 130,5 тыс. человек (5,3%) просили перевести себя к страховщику, клиентами которого они уже являются. "Скорее всего, это связано с недостатком операционной точности НПФ. У ряда фондов работа децентрализована, поэтому человек мог заключить договор в одном регионе и попасть в региональную базу фонда, а если он переедет в другой регион, база местного НПФ его не "увидит"",— поясняет господин Околеснов. 
 
Кроме того, в ПФР часть отказов объясняют тем, что к договору не было прикреплено заявление. По этой технической причине НПФ недополучили более 300 тыс. (12,2%) новых клиентов. "У нас было получено 10 тыс. отказов по этой причине. Мы достоверно знаем, что по 80% из них мы сдали в ПФР и договоры, и заявления. Затем мы получили реестр с печатью регионального ПФР о том, что заявления приняты, однако в федеральном ПФР получили отказ",— недоумевают в НПФ электроэнергетики. "У нас множество случаев, когда договоры и заявления сдаются в разные отделения ПФР в разное время, хотя было бы правильнее сдавать эти документы одновременно. Но у НПФ существует практика придерживать заявления до последних чисел декабря",— подчеркивают в ПФР. 
 
Для пенсионных фондов брак в работе с заявлениями на перевод накоплений обходится дорого. Агентское вознаграждение за каждый договор стоит фонду в среднем 2 тыс. руб., то есть по итогам 2012 года НПФ зря потратили около 5 млрд руб. 
 
Для граждан потери не так очевидны: их накопления просто останутся у того же страховщика, у которого они и находились. Но гражданин, сознательно выбиравший управляющего пенсионными накоплениями, лишается возможности реализовать свое инвестиционное решение. "Накопления могли оказаться переведенными мошенническим образом, а у человека нет возможности оперативно об этом узнать,— добавляет замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев.— Подписывая документы, он, например, указывает ПФР в качестве предыдущего страховщика, а об ошибке узнает позже, и ему приходится ждать перевода средств еще год". 
 
Мария Яковлева
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.