Статьи

Проверка кризисом: мнение рынка

Поделитесь с друзьями ВКонтакте Twitter Facebook Одноклассники

Мы попросили прокомментировать основные итоги 2009 года и ключевые тенденции развития пенсионной индустрии представителей НПФ, УК, а также крупнейшей саморегулируемой организации пенсионного рынка

Константин Угрюмов, президент НП НАПФ

- В 2010 год рынок пенсионных фондов вошел с концепцией развития накопительного элемента пенсии. Какое влияние окажет этот документ на развитие пенсионной отрасли в ближайшие годы?

- За последние десять-пятнадцать лет это первый документ, который определяет задачи, содержание и направление развития накопительного компонента, что является несомненным плюсом. Однако в концепции есть ряд спорных моментов, которые в настоящий момент не находят единого понимания, в том числе среди участников негосударственного пенсионного обеспечения.

В первую очередь это некоммерческая форма существования НПФ. Она дает фондам некоторое конкурентное преимущество, но ведет к тому, что отрасль не получает инвестиционного потенциала и не может развивать филиальную сеть. Спорным вопросом является установление норматива соотношения имущества для обеспечения уставной деятельности и объема привлеченных средств.

Сейчас нам как сообществу понятно, что необходимо сохранять обязательность уплаты страховых взносов и администрирование этого процесса государством, поскольку в противном случае уплата взносов может просто остановиться. В то же время в концепции есть интересный момент - возможность введения уплаты страховых взносов самим работником. Скорее всего, такой шаг будет воспринят населением как дополнительный налог и будет крайне непопулярным. В результате возникает риск того, что накопительный элемент пенсии будет принесен в жертву политическим интересам.

- Какие положительные изменения произойдут на рынке в случае при реализации концепции?

- Сейчас развитие отрасли сдерживается системными противоречиями и недоработками в законодательстве. Во многом, с нашей точки зрения, это обусловлено размытой структурой регулирования. Поэтому упорядочивание регулирования пенсионной отрасли, прописанное в концепции, мы рассматриваем как положительный момент.

Реализация отдельных положений концепции способна принести значительную пользу рынку: это и возможность предоставлять населению различные пенсионные продукты, и возможность наследования пенсионных накоплений, может быть, даже использование средств пенсионных накоплений в качестве залога для приобретения жилья. Положительным видится также разграничение лицензионных требований для фондов в зависимости от их участия в системе обязательного накопительного пенсионного страхования.

Елена Логинова, генеральный директор "Пионер Инвестмент Менеджмент"

- Как повлиял кризис на взаимоотношения НПФ и УК?

- К сожалению, кризис подорвал взаимное доверие. Пока фонды и управляющие так и не пришли к консенсусу по поводу ответственности за результаты инвестирования. В результате мы видим сокращение общего числа партнеров фондов, концентрацию активов у родственных структур и перевод средств в банковские депозиты. Такая осторожность понятна. Пенсионные фонды были вынуждены повысить требования к управляющим и оценивать их работу, как это делается при присвоении рейтинга. Теперь при отборе УК они обращают внимание на такие критерии, как финансовая стабильность, операционные возможности, система отчетности, уровень профессионализма и наличие современной системы риск-менеджмента.

- Как отреагировали УК на изменение инвестполитики фондов?

- Крупнейшие УК, напуганные судебными разбирательствами, перестали гарантировать минимальный доход по новым договорам управления пенсионными резервами. Ни одна разумная УК не возьмет на себя стопроцентную ответственность за доходность, потому что это не задача управляющего - гарантировать доходность, гарантия доходности - это банковский депозит. Как управляющим вернуть утраченные позиции на рынке пенсионных денег? Прежде всего выполнять обязательства и соблюдать инвестиционные декларации.

- Какой вы видите систему взаимоотношений УК и пенсионных фондов в ближайшем будущем?

- Я убеждена, что следствием этих перемен будет перераспределение ролей между НПФ и управляющими компаниями. Фондам придется самостоятельно принимать стратегические решения в отношении распределения активов в своем портфеле. Для этого им предстоит усилить внутри НПФ собственное казначейство. В соответствии с принятыми казначейством фонда решениями часть активов может передаваться в управление родственным либо независимым УК с учетом их продуктовой специализации. Я считаю, что управляющие должны сосредоточиться на том, что они умеют лучше всего, - на разработке инвестиционных продуктов и управлении. Если быть точнее, на достижении желаемой доходности в рамках оговоренных с клиентом риск-лимитов.

Антон Островский, исполнительный директор НПФ "Телеком-Союз"

- Во время кризиса для отрасли особенно остро встал вопрос надежности фондов. Что могут сделать фонды для повышения надежности и какие шаги должно предпринять государство для минимизации рисков?

- Следует отметить, что на фоне остальной части финансового сектора фонды выглядели и продолжают выглядеть островом стабильности. Уже второй раз в новейшей истории негосударственные пенсионные фонды доказали, что являются организованной и социально ответственной системой. Подавляющее большинство фондов справилось с кризисной ситуацией, не допустив задержек выплат пенсий или выкупных сумм. На примере нашего фонда могу сказать, что реальный отток клиентской базы оказался в разы меньше, чем предсказывали аналитики, хотя мы были готовы выполнить свои обязательства в любом случае. Вместе с тем кризис заострил целый ряд вопросов.

Все мы наблюдаем развитие драматической фазы отношений между УК и негосударственными пенсионными фондами. Действующее законодательство обязывает фонды при инвестировании пенсионных средств работать через УК, при этом одновременно законодательство накладывает на фонды ответственность за сохранность этих средств. Из этой коллизии, по моему мнению, есть два выхода. Первый - уравнять в правах инвестирования фонды и управляющие компании. При этом фонды, отвечая за сохранность средств, будут инвестировать средства самостоятельно либо через УК, имеющие собственный капитал в достаточном размере, чтобы нести перед фондами полную материальную ответственность за сохранность пенсионных средств. Второй выход намного сложнее, но при этом позволит решить ряд других проблем регулирования деятельности НПФ. Речь идет о необходимости изменить подходы к вопросу о том, что именно должны сохранять фонды - полученные средства от вкладчиков и суммы взносов по обязательному пенсионному страхованию либо средства, отражаемые на пенсионных счетах с учетом некоего дохода, включающего в себя переоценку активов на отчетные даты. Система, в которой весь доход от переоценки финансовых вложений (величина, не отражающая реально полученных доходов) подлежит распределению на пенсионные счета на отчетную дату, а отрицательный финансовый результат от той же переоценки должен покрываться за счет ИОУД фондов, рано или поздно превратится в пирамиду. Два-три кризисных года подряд или с небольшим интервалом, и точка невозврата может наступить для всей пенсионной индустрии. Это ключевой вопрос, и, с нашей точки зрения, он должен быть решен в максимально сжатые сроки.

 

24.05.2010 Эксперт
Комментарии к новости:
Оставьте ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться, если вы зарегистрированный пользователь, или зарегистрироваться, если нет.